Возможности психоаналитического подхода при организации комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС и их родителям

07.12.2016 21:24

Мария Григорьевна Кириллова – клинический психолог, педагог-психолог

Федерального ресурсного центра 

по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, 

psy-aid-nvl@mail.ru

 

(статья, представленная 04.12.2016 для участия в конференции МГППУ 2016.12.14-16)

 

     В статье даётся сущностная характеристика психоаналитического подхода ради органичного встраивания его в систему комплексной помощи детям с РАС, их родителям и педагогам, определяется его место в решении основных практических задач содействия здоровому развитию личности детей с РАС. Определена перспектива развития новой синтетической понимающей психологии, ориентированной на решение практических задач с помощью психоаналитического метода.

 

Ключевые слова: понимающая психология, психоанализ, инсайт, супер-эго, подлинное Я (true self), дух, расстройства аутистического спектра (РАС).

 

     Психоаналитический подход с его многоаспектной теорией, порождаемой и проверяемой в достаточно эффективной практике, представляет собой в психологии её важную часть. Эту часть науки можно было бы назвать новой синтетической понимающей психологией, если бы психоаналитики в своём учении о супер-эго и о подлинном Я (true self) смогли сориентироваться и на объективацию духа, через которую определял понимающую психологию её основатель Э.Шпрангер (1), исключавший при определении своего термина «понимание» как раз тот смысл, который крайне важен для практического успеха психоанализа и психоаналитической психотерапии. Исключая же такой смысл из определения своего термина и настаивая лишь на объективации духа, он, тем не менее, очень красиво сказал об исключённом им аспекте:

«В обиходе жизни понимание есть не только […] «чисто объективное» познавание, но в то же время «симпатизирование понятому», «внутреннее врастание в его ценностное направление» и внятное «да» ему. Быть понятым поэтому уже есть счастливая предварительная ступень к тому, чтобы быть любимым, а непонимание – это холодность и даже отрицание.» (1, с.353)

     Психоаналитик Г.Розенфельд [2] исследовал и доказал особую важность удовлетворения желания быть понятыми для пограничных и психотических пациентов.

     Л.С.Выготский [3], разделивший психологическую науку вслед за психологами-идеалистами на объяснительную и описательную (в последнюю входит и понимающая психология), перенёс в психологию из марксистской идеологии грубо-материалистический подход к человеку как к «совокупности общественных отношений». А поэтому, если строить жизнь по этому принципу, то, чем хуже общественные отношения, тем стремительнее вырождаются люди, забыв о своих духовных возможностях, не зависящих от социума, потому что даны от природы как способность ума напрямую постигать вселенскую пустоту с её чистыми понятиями и энергиями, что бывает доступно некоторым особо одарённым детям с РАС. Но важно уметь разумно приложить результаты такого постижения истин к жизни, а здесь у детей с РАС (и не только у них) бывает много объективных и субъективных препятствий. Правда, возможна и обратная формулировка следствий из приведённого марксистского принципа: «чем совершеннее общественные отношения, тем лучше развиваются люди, в духовном отношении также».  Развитие же разума детей с РАС возможно только в условиях понимания их окружением происхождения и путей преодоления трудностей адаптации их подлинного (высшего) Я к этому миру, недостаточно сегодня приспособленному к их чувствительным душам.

 

     Подлинное (высшее) Я – это искра Абсолюта, утверждающая себя, раскрывающая свои потенциалы в стремлении человека по-настоящему любить и быть любимым и постепенно выходящая в этом своём стремлении далеко за круг самых близких людей, в котором мать и отец призваны своим примером бескорыстного дарения безусловной, разумной, деятельной, сострадательной, понимающей любви научить ребёнка любить.

 

     Итак, понимание – это не только интуитивный научный метод обобщения психических явлений и постижения закономерностей движения психической энергии, объективации духа, а говоря иначе, осознание динамических сил, но и то, что нужно субъекту от окружающих для счастливой жизни, ради которой он должен познать и себя, а также научиться нравственно управлять собой – своим внешним поведением, желаниями, чувствами и мыслями. “Познай себя!” – говорили древние мудрецы. Последнее значительно труднее, особенно для детей с ранними осложнениями в психическом развитии, коими и являются дети с РАС. Для такого осознания нужен другой в качестве некривого зеркала.

 

     Эволюции же самосознания через рефлексию трудноуловимых тонких энергий собственной души эффективно способствует психоанализ, нацеленный на обнаружение проявлений спонтанной внутренней эмоционально-волевой и умственной активности, а также патогенных конфликтов этих энергий в свободных речевых и игровых (даже без вербального компонента) ассоциациях, в очень тесном взаимодействии с психотерапевтом, который создаёт условия, «потенциальное пространство» (термин Д.В.Винникотта) для проекций всех энергий внутреннего мира и для позитивной трансформации некачественных. Патогенные внутренние конфликты создают блоки в развитии, возвращают человека на более ранние, архаичные уровни онтогенетического развития, приводят в ряде случаев к асоциальному и антисоциальному поведению. Асоциальное поведение надо отличать от сознательной самоизоляции, имеющей место у одарённых, высокодуховных и творческих людей, в их числе и у детей, например таких, как Акеане Крамарик, Матиас де Стефано, просветлённый мальчик Гоша из Самары, рассказавшие о себе в Интернете очень много поучительного.  В отличие от творческой самоизоляции, асоциальное поведение всегда связано с негативными эмоциями, например тревоги, или страха, или подавленного гнева, или стыда, или вины, или их разными сочетаниями.

     Сочувственное понимание, эмпатия, сострадание – это, к тому же, неотъемлемая часть природы разумных существ, которые нуждаются в сочувствии к ним других людей и в развитии собственной сострадательности. Понимание в этом смысле – это не жалость как таковая, а точное распознавание тонких психических феноменов (мыслей, эмоций и чувств), очень конкретно и при этом деликатно, т.е. в позитивном ключе обозначенных понятными словами или же просто учитываемых ради облегчения проблем того, кого пытаются понять, чтобы помочь в чём-либо наилучшим образом. Жизнь устроена так, что сострадательным людям с пытливым умом посылаются прозрения и открытия, вдохновение для творчества, созидания красоты.

     Психоанализ доказал целительную силу инсайта самого субъекта, во время которого возникает прочувствованное осознание тех собственных психических сил, которые скрываются в бессознательном, открытом наукой за много веков до появления работ З.Фройда по патогенетическому психоаналитическому лечению неврозов и других психических расстройств, причины которых коренятся в детстве. Психоанализ же открыл, систематически описал и применил для лечения основные законы функционирования бессознательного и его взаимодействия с сознанием, которые могут быть успешно использованы в комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС, включая отказавшихся от использования речи, что доказано более, чем вековой, практикой работы с разными пациентами. Однако для успеха важно, как и при применении других техник помощи, сотрудничество ребёнка и его родителей с психоаналитическим терапевтом, их желание избавляться от проблем и аналитически исследовать их причины.

     Знание таких описанных в психоанализе феноменов и механизмов как проективная идентификация (один из примитивных механизмов защиты) [4,5], конфликт между потребностью в объектных отношениях (то есть в отношениях любви и надёжной привязанности) и потребностью в сохранении своего «Я» (self) [6], регрессивное желание возврата в материнскую утробу [2], крайняя нарциссическая ранимость и сочетающаяся с ней непереносимость разлук и других фрустраций, могущая приводить к агрессии и оппозиционному поведению [7], и многое другое помогает не только психотерапевтам, работающим с детьми с РАС, но и их родителям, педагогам, администрации учреждений, заботящимся о создании особых условий и психологической среды для детей с РАС. Причём психоаналитические знания, применённые в опыте развивающихся отношений, способны защитить и взрослых из окружения детей с РАС от стрессов, которые нередко создают такие дети своим поведением. Понимание причин детских поступков, ранящих порой и более здоровый нарциссизм взрослых, осознание описанного психоанализом переноса (трансфера) в отношениях за рамками семьи значительно снижает интенсивность вполне закономерных негативных эмоциональных реакций, отбирающих много сил и содействующих выбору неэффективных воспитательных стратегий и быстрому развитию синдрома выгорания.

     Помощь в психическом развитии невозможна без её соответствия глубинным интенциям, устремлениям самого субъекта. Эти устремления исходят из высшего, а в психоаналитической терминологии подлинного, «Я» человека, которое лучше, чем кто бы то ни был знает, какой запас способностей и качеств ему надлежит наработать, чтобы продвигаться дальше в своём развитии. Поскольку нередко это знание не до конца осознанно, постольку оно бывает затемнено разными внешними воздействиями, деформирующими порой личность из-за неудачного сочетания внутренних побуждений и приходящих извне многочисленных влияний, включая психотравмы. Тогда связь со своим подлинным Я теряется и её нужно восстанавливать, что является одной из задач психоаналитической терапии. Причём бывает, что никто – ни сам субъект, ни влияющие на него люди – особенно не виноваты в разрыве этой связи, просто возникает очень неудачное сочетание объективных и субъективных моментов, о которых не задумываются взрослые.  При обучении и воспитании детей с РАС, отличающихся от их обычных сверстников особыми нарциссической уязвимостью и восприимчивостью к эмоциональным состояниям и реакциям окружающих, да и к любым дисгармоничным проявлениям мира, важно развивать повышенную чуткость к эмоциям и мыслям ребёнка в каждой конкретной ситуации, чтобы понимание такого рода предотвратило осложнения в отношениях и усиление стрессов.

     И, прежде всего, необходимо детям быть хорошо понятыми родителями, другими членами семьи, воспитателями, педагогами, наставниками. Понять же детей с РАС бывает особенно сложно из-за их странного поведения, за которым, тем не менее, скрываются обычные эмоции и желания, причины которых теряются в глубине многолетних напластований разных жизненных впечатлений и детских драм. Мы помним, что Л.С.Выготский [8] и другие психологи говорили о синкретическом мышлении ребёнка раннего возраста, что предопределяет порой очень необычный поворот детской мысли в сложных для восприятия ситуациях, из которых малыш делает свои умозаключения, продолжающие оказывать нежелательное воздействие из сферы бессознательного и тогда, когда он уже научается мыслить в житейских понятиях более чётко. И подобные нежелательные напластования, имевшие особое субъективное важное значение для ребёнка с РАС, анализируются в ходе оказания ему психоаналитической помощи, что освобождает его от архаики раннего осмысления.

     Осознавая свой внутренний мир с помощью взрослых, развивающаяся личность учится понимать и других. Тому, кто имеет дело с детьми, тем более с детьми с РАС, необходимо вникать в переживания несовершеннолетних, особенно в травматические, чтобы хорошо представлять не только их возможности, но и трудности как в жизни вообще, так и в обучающем и воспитательном процессе, который важно сделать высокогуманным и лишь вследствие этого эффективным. Нерешенные серьёзные проблемы какого-либо этапа развития становятся причиной регрессивного поведения, причём особенно легко – в стрессовых условиях. Но для того, чтобы некоторые дети с РАС начали сами интересоваться – осознанно и с целью разумного контроля – своим внутренним миром, может потребоваться очень продолжительный период предельно терпеливого контейнирования [9] их крайне нежелательных, нередко агрессивных проявлений.

     Там, где может действовать подлинное Я ребёнка, то есть любящее и стремящееся чувствовать любовь к нему других людей, там есть интерес, приток сил и развитие в верном направлении. Ребёнку трудно любить и чувствовать себя любимым, если игнорируются его самые глубинные потребности, чувства и устремления. Понять же их бывает очень непросто при аутистических расстройствах, поскольку могут по самым разным причинам возникать и по-разному (вплоть до парадоксальных форм так называемой любви-ненависти [9]) проявляться внутренние конфликты между афиллятивными потребностями, то есть потребностями в любви и в приязненных отношениях, и потребностями сохранить своё истинное Я (селф).

     Психоанализ, решающий сегодня самые важные проблемы подлинного Я через изучение психологии младенцев и тяжёлых психических расстройств, показал ещё на предыдущих этапах развития этой науки, что совокупность психических проявлений того или иного субъекта, которые в психиатрии называются симптомами, объединенными в синдромы в МКБ-10, могут представлять собой так называемое компромиссное образование неких самых обычных элементов его психики или являться отреагированием, вымещением болезненных или просто очень сложных и интенсивных чувств и инфантильных желаний, которые отнюдь не всегда осознаны, а поэтому и не поддаются контролю самого субъекта, даже если он подрос и, казалось бы, должен думать о том, что, почему и для чего он делает. При этом случай случаю – рознь, что предполагает глубоко-индивидуализированные способы психотерапевтической работы, направленной на установление очень глубоких доверительных отношений, в которых станет возможным переживание и обсуждение самых сокровенных чувств и их сочетаний, осознание их самих и их причин, коренящихся в раннем опыте, осложнённом теми или иными вторжениями во внутренний мир ребёнка нежелательных для него элементов.

     Если внутренний мир ребёнка с РАС переполнен эмоциями и неудовлетворёнными сущностными желаниями, некоторые из которых зафиксировались с младенческого возраста и превратились в почти ненасыщаемые, то ему крайне трудно сосредоточиться на чём-то отвлечённом, что надо постичь при обучении в детском саду или школе. Если человек сам не понимает причину, природу его переживаний, если они оказывают воздействие на его поведение из области бессознательного, закрепившись там в ранний период развития в силу повторений, аффективно сильно заряженных, устойчивых рефлексов, то он не в состоянии контролировать их разумно и избавляться от отрицательных проявлений, представляющих помехи для жизни. По этим причинам обучение и воспитание крайне затрудняются.

        Психоаналитическая помощь (психотерапия для ребёнка и консультирование для всей его семьи) позволяет сделать то, что является бессознательным и неуправляемым, осознанным и подконтрольным субъекту, если он этого желает. Это осуществляется с помощью понимания и многократной проработки развивающегося у ребёнка в терапевтических и в обычных жизненных ситуациях переноса ранних чувств и желаний, обычно очень противоречивых и связанных прямо или косвенно с фигурами ранней привязанности.

 

     Психоанализ учит (особенно глубоко и обстоятельно Д.В.Винникотт, да и многие другие авторы), что в субъективном восприятии младенца и ребёнка, не достигшего трёхлетнего возраста,  всё зависит от матери, а поэтому именно она искупает в первую очередь в своих родительско-детских отношениях все свои и чужие ошибки или даже вполне оправданные действия, которые совершила она сама, врачи или другие лица и которые, тем не менее, негативно сказались на психическом развитии ребёнка. По этой причине именно матери детей с РАС нуждаются в максимальной поддержке профессионалов и членов семьи, когда семья решает искать психологической помощи. Но и мать, и отец ребёнка должны активно поработать, чтобы помочь прояснить для него в процессе психоаналитической психотерапии все сложные ситуации раннего развития, с которыми психика малыша справилась таким образом, что сформировались те или иные симптомы, которые заставляют прошлое жить в настоящем, в отношениях не только с членами семьи, но и с другими людьми, с которыми ребёнок развивает в силу необходимости или по своей воле либо, наоборот, отказывается развивать отношения. И чем раньше начнётся такая работа по разгадыванию психологического смысла симптомов, тем больше  шансов облегчить участь и детей с РАС, и их родителей.

 

Список литературы

1.   Шпрангер Э. (1914, 1925) Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности. М.: «Канон+», 2014.

2.   Rosenfeld H. Primitive object relations and mechanisms // Int. J. Psycho-Anal. (1983), 64. P. 261-267.

3.   Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собрание сочинений, Т.1, М.: «Педагогика», 1982. С. 291-436.

4.   Freud S. (1925) Psychoanalytic notes on an autobiographical account of a case of paranoia //  SE, 12:3-82.

5.   Klein M. Notes on some schizoid mechanisms // Int. J. Psycho-Anal. (1946), 27. P.99-110.

6.   Kirillova M.G. Conflict between need for object relations and need for preservation of self in schizophrenia // 16-th International Congress of Psychotherapy. Abstract. August 21-25, 1994, Seoul, Korea, Korean Academy of Psychotherapists. P.182.

7.   Спотниц Х. (1985) Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники. СПб.: Изд-во Восточно-Европейского Ин-та психоанализа, 2004.

8.   Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собрание сочинений, Т.2, М.: «Педагогика», 1982. С. 5-362.

9.   Winnicott D.W. (1949) Hate in the сountertransference. // Through peadiatrics to psychoanalysis. Collected Papers. London: Karnac Books, 2003. P.194-203.