СТАТЬЯ-ОТЗЫВ НА КОНЦЕПЦИЮ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ" ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ МИКУШИНОЙ

01.07.2020 12:20

СТАТЬЯ-ОТЗЫВ

клинического психолога, психодинамического психотерапевта М.Г.Кирилловой

на концепцию "Национальная Идея России"

Татьяны Николаевны Микушиной


 

Выдающийся общественный деятель современности Татьяна Николаевна Микушина в ноябре 2016 года дала краткую, но очень ёмкую, глубокую, целостную, внутренне непротиворечивую концепцию будущего нашей страны в своей работе «Национальная Идея России» [1]. Её концепция основана на приоритете непреходящих общечеловеческих нравственных ценностей, которые являются основой жизни. И в этом заключается её отличие от других концепций со сходными названиями. В эпоху катастрофического падения нравов, приведшего к интенсивному росту преступности, психических расстройств и других болезней, к глубокому кризису планетарного масштаба, такая специфика концепции Т.Н.Микушиной придаёт ей особое историческое значение.


 

Согласно Платону, идеи правят миром, и эти тонкие энергии могут жить как убеждения в психике людей. Если многие люди разделяют те или иные взгляды и проводят их в жизнь, то эти идеи начинают определять судьбы целых народов. Остаётся просто каждому человеку глубоко задуматься, какой мир строить. Т.Н.Микушина предлагает строить коллективными усилиями очень светлый мир. И в этом отзыве будет мною предпринята попытка дать психологическое обоснование необходимости и возможности осуществления того проекта, который предложен в её концепции будущего, названной «Национальная Идея России».

Поскольку человек не может счастливо жить без идеалов, без совершенствования жизни и без самосовершенствования, многим людям доброй воли, чувствительным к любой несправедливости и к вредоносности многих современных тенденций, захочется ради будущего, основанного на принципе добра и справедливости, заложенном в качестве главного в концепцию Т.Н.Микушиной, жить и действовать в наше время множественных конфликтов, усугубляющихся на всех уровнях. Причём, обострённая конфликтность существует сегодня как во внешнем мире людей, так и в их внутреннем мире, в их психике. Это – два взаимосвязанных мира: мир внешний по отношению к человеку, который воздействует на него, но на который он тоже может влиять, и его не сводимый к опыту одной жизни в этом мире внутренний мир, в который он может что-то впускать, а что-то не впускать из внешнего, если у него есть для этого дар различения и достаточное самообладание, свойственные зрелой личности.

Внешние конфликты сегодня обострены до предела, так как в последние десятилетия доминировали узко-групповые интересы и поддерживался индивидуализм, а объединяющее начало существовало только как групповое противостояние негативным последствиям, порождённым несовершенными человеческой идеологией и хозяйственной деятельностью, но позитивные объединяющие ценности, такие как общечеловеческие нравственные принципы, не имели должного влияния на умы и сердца, причём даже в сфере культуры. В силу этих причин, а также из-за сложностей индивидуального психологического развития вообще, и особенно в условиях существования в туго-подвижной грубой материи и при отнюдь не совершенных культурных влияниях, внутренние конфликты тоже очень сильно обременили человека.

Через конфликты, их осознание и разумное решение противоречий может происходить развитие. Но если конфликтов слишком много и они не решаются, а накапливаются и углубляются, приводя к расколу, то это делает больными как отдельных индивидуумов, так и общество. Множество доказательств болезненного состояния современных обществ земного мира можно найти в монографии Калабекова И.Г. [2].

Конфликтность внутреннего мира обусловливает внешние конфликты через проекцию (чаще бессознательную) человеком своих противоречивых мыслей и чувств вовне в своей деятельности и в отношениях. И наоборот, конфликты внешнего мира, от которого каждый человек зависим в силу существования земной иерархии власти, нагнетают неприятную напряженность внутри нас, обостряя конфликт между стремлением к покою, тихой радости и блаженству, с одной стороны, и нашим более активным началом, побуждающим действовать в физическом мире, – с другой. Это активное начало направляет добропорядочных людей как к саморазвитию через достижение новых личных целей, так и к работе по оказанию помощи нуждающимся в ней людям. И то, и другое порождает внутреннее психическое напряжение, которое может быть вполне продуктивным, но всё-таки лишает состояния покоя, что компенсируется, однако, радостью достижения благих целей. Причём радость, в отличие от удовольствия, – это более возвышенная, более продолжительная и интенсивная эмоция духовного регистра, которая может существовать независимо от состояния нашего тела, опять-таки в отличие от удовольствия, которое привязано только к физическому телу. Более того, радость может позитивно менять и состояния физического тела, делая его менее уязвимым нежелательными стимулами.


 

В концепции «Национальная Идея России» Т.Н.Микушиной многие благородные и думающие люди смогут найти надёжные ориентиры для самосовершенствования и совершенствования окружающей жизни, которая не улучшится и потерпит крах, если люди не будут привносить в неё жизненно важные понятия и идеалы через ежедневную деятельность, реализуя их в ней. Многое важно совершать не только обдуманно, но и согласованно, поскольку чистое, высоконравственное коллективное сознание и солидарность в устремлении к общим возвышенным целям, каждодневная работа по достижению таких целей – всё это мощно воздействует на общественные процессы.

Полутора миллионов активных россиян, согласных с этой концепцией будущего России и умеющих мудро действовать, было бы достаточно, чтобы произошли глубокие преобразования нашего находящегося в кризисе общества. И для успеха жизненно важных преобразований уже созданы многие исторические предпосылки. Чтобы понять, что такой идеальный проект будущего России – это отнюдь не неосуществимая утопия, нужно вспомнить один из психологических постулатов, что внешнее действует через внутреннее, а внутреннее – через внешнее. Или же стоит ясно осознать в широком государственном или даже планетарном контексте утверждение Платона: «идеи правят миром». Осознать это не сложно на многочисленных примерах недавней истории, причём как положительных, так и отрицательных. Исторических примеров много, приведу только три самых ярких.

Достаточно вспомнить, с каких концепций начинались и к какому количеству бед привели и германский национал-социализм с его поддержанной немецким народом идеей превосходства арийской расы, и советский социализм, использовавший в манипулятивных целях обманную идею гегемонии пролетариата. При каждом из этих тоталитарных режимов существовало и властное, жестокое подавление духовно-нравственной свободы. Именно подобные тоталитарные системы, основанные на страхе, а не на принципе свободы для проявления истинно нравственной активности людей, являются утопичными, так как, подавляя нравственность, терпят довольно быстро крах, как это и случилось с германским национал-социализмом и советским тоталитарным социализмом, идеологии которых становились заменой подлинной веры в Бога и в Его Закон. Идеология социализма включала в себя много правильных положений, которые оставались только словами, не осуществлявшимися на деле в силу того, что руководили обществами отнюдь не совершенные личности с даром различения добра и зла, но даже больные люди, не останавливавшиеся перед запретом убийства, полученным Пророком Моисеем от ВСЕВЫШНЕГО. Причём убивали праведных и верующих в Бога людей, бывших противниками любых форм насилия, то есть уничтожали личностей, на которых обычно держится жизнь.

Положительные же примеры господства какой-либо идеологии, лишённой порочных идей, можно найти лишь в далёкой истории золотых веков, когда во главе народов стояли высокодуховные правители, заботившиеся по-настоящему обо всех гражданах своего государства.

А забота о сохранении в чистоте нравственных основ в жизни общества в целом и отдельных граждан – это наиважнейшая задача как государства, так и каждого человека, поскольку самое драгоценное, что есть у людей – это их психическая энергия, которая во имя здоровья и процветания должна расходоваться целесообразно. Решать же такую задачу нередко мешают.

Так, русскому Святому Царю Николаю II Романову, на которого Святой Дух снизошёл на коронации в 26 лет, и Его высокодуховной семье позволили праведно править Россией лишь на протяжении 24 лет. Царь Николай II реально проводил в жизнь самые гуманные на тот исторический момент принципы заботы о народе и о его подлинном свободном развитии [3]. Но даже при таком коротком сроке правления Святого Царя Николая II Александровича Романова ориентация на Бога и нравственность в России привела к грандиозным результатам во всех областях человеческой жизнедеятельности [3а, 3б, 4, 5] в огромной по территории империи, население которой составляло тогда 140 млн. К сожалению, этот выдающийся Царь, поддержанный всей Иерархией Света и любимый трудовым народом, для которого Он многое сделал, был насильственно и противозаконно (в результате заговора) отстранён от власти и преступно убит в возрасте 50 лет в ходе последовавшей за заговором революции, причём убит был со всей своей праведной семьёй, включая и несовершеннолетних детей. Такая победа нечистоплотных и невежественных людей стала возможной из-за бездумно-оголтелого, но не такого уж и широкого распространения крайне опасной лжи и откровенной клеветы на Царя и членов его семьи, сыгравшей в конечном итоге на руку западным банкирам. Подвергся клевете, овладевшей многими умами в России тех лет, и убийственному преследованию в то смутное время начала ХХ века также и русский Святой Григорий Ефимович Распутин [6а, 6б], простой крестьянин, лечивший благодаря своей искренней вере в Бога и на связи с Ним святого Царевича Алексея – младшего сына Николая II, страдавшего гемофилией. Страшный русский бунт того времени против самого прогрессивного и гуманного Царя, искренне верившего в Бога и давшего народу много свобод и бесплатные медицину и образование, промышленную революцию, да ещё и землю, и план электрификации всей страны, бунт, планомерно организованный из-за границы на рубеже XIX и XX веков из-за страха правителей других государств перед могуществом Святого Царя и его интенсивно развивавшейся империей, – это ещё одно доказательство верности формулы Платона «идеи правят миром», когда они овладевают критическим количеством людей.


 

Неужели потенциал нравственности русского народа будет оставаться на таком уровне, что лишь несовершенные, нравственно ущербные идеи будут определять его коллективное сознание и коллективное бессознательное, а тем самым и его будущее? В безнравственном будущем его ждёт вымирание, как это и прогнозировали международные эксперты в начале Горбачёвской Перестройки 80-х годов ХХ века, не сообщая, правда, о спасительной для всех нравственности, в которой заключена сила нации. так как она позволяет расходовать психическую энергию в соответствии с Божественной Целесообразностью, сохраняя таким образом силы для праведных дел и содействуя тем самым процветанию.

Сила влияния идей на умы, эмоциональное состояние и на действия людей может быть очень велика. Однако психика человека устроена так, что внутреннее действует через внешнее, а внешнее – через внутреннее [7]. И это – один из постулатов науки психология, не требующий доказательств. Если собственный негатив отдельных людей соединяется с негативом на уровне стихийной или сознательно распространяемой идеологии, то разрушительная мощь может быть огромной. Даже благие идеи, преломляясь в несовершенном сознании, могут приводить к плачевным результатам действий людей, особенно тех субъектов, кто не просто чего-то недопонял, но движим порочными мотивами. Там, где не заботятся о нравственности, расцветает аморализм, быстро приводящий к деградации и физическому вырождению, чему мы так же являемся свидетелями в наше смутное время [2], так как в большинстве, казалось бы, развитых государств смертность превалирует над рождаемостью и растёт число психических и телесных болезней . А поэтому о чистоте и возвышенности господствующей идеологии, о чистоте и возвышенности культуры очень важно постоянно заботиться, но ненасильственным образом – методами просвещения и гуманного воспитания. Это и сделала Т.Н.Микушина, и в частности, в своей очень небольшой работе «Национальная Идея России», открывая возможность каждому человеку возвысить своё сознание до Божественных Энергий чистых идей, гармонично связанных в целостную концепцию.

Мысль – это энергия, обладающая при соединении с чувствами мощным воздействием на психический аппарат человека, а через него – на жизнь семьи и общества, о чём знали все правители в тоталитарных системах, а поэтому они яростно боролись со свободомыслием, убивая и цензурируя глубоких мыслителей и лишая возможности влиять на умы и сердца людей через высоконравственные идеи, распространяемые ненасильственными методами просвещения и гуманного воспитания. Воспитание, конечно же, должно быть очень тонко организованным и учитывать все законы функционирования человеческой психики, хозяином которой всегда является собственное подлинное «Я» человека, ищущее (осознанно или бессознательно) отношений истинной (бескорыстной) любви и истинных знаний. И то, и другое поддерживает его целостность и чувство непрерывности существования. Дети «уходят» от тех, кто грубо навязывает, пытаясь манипулировать, или даже просто навязывает знания и убеждения, не считаясь как с законами мышления и эмоций, так и с их собственным «Я». Но, к сожалению, они часто не могут распознавать, где ложь и где Истина, если лишены связи с Богом, если с ними взаимодействуют искусные, но невежественные манипуляторы.


 

Особенно сильно замкнутый психологический круг взаимовлияний внешнего и внутреннего проявляется в самые первые годы жизни детей в силу,

во-первых, их влияния на окружение и повышенной потребности в очень спокойной обстановке, в атмосфере любви и поддержки их собственной активности,

во-вторых, их обострённой восприимчивости ко всем внешним физическим и психическим воздействиям, в том числе и к эмоциональным состояниям их родителей, других окружающих, а

в-третьих, в силу непосредственности и интенсивности их эмоционального реагирования, которое запечатлевает очень прочные следы в эмоциональной памяти в младенческом и раннем возрасте.

Причём ранний опыт знакомства с земной жизнью, опыт отношений с близкими людьми в первые годы определяет в общих чертах практически весь психологический жизненный сценарий человека. Чистая любовь и умиротворение являются главными детерминантами, которые должны обеспечить маленькому ребёнку родители, так как без такой эмоциональной атмосферы он не может существовать и благополучно развиваться, испытывая свои собственные активные побуждения к действию, поддержки которых ждёт от ближайшего окружения. И это тот главный «капитал», которым он потом будет делиться с миром. Без нравственных основ, главной из которых является бескорыстная любовь, рождающаяся в обмене самыми искренними чувствами, семья не сможет решить перечисленные задачи создания тёплого любовного климата и поддержки благой инициативности детей.


 

Ради детей, их здорового и успешного развития, сознательные люди, если они, действительно, относятся к виду Homo Sapiens (Человек Разумный), должны постоянно находиться в поиске, чтобы своевременно решать и минимизировать те конфликты, которые создают чрезмерную напряжённость и дистресс как для них самих, так и для окружающих. Менее напряжённые конфликты тоже должны решаться на вполне разумной, то есть нравственной, основе. И родителям в наше время необходимо развить высоконравственное сознание и предельную чуткость к внутреннему миру детей, чтобы помогать им решать внутренние конфликты, связанные как с их собственным развитием, так и с неблагоприятным воздействием внешнего мира. Необходимо и этот внешний мир улучшать, минимизируя конфликты в нём, ради блага истинного нравственно-духовного развития будущих поколений.


 

Прекрасной основой для решения всех и всяческих конфликтов являются нравственные нормы, особенно, если люди разделяют их вполне искренне и реализуют их не догматически, а очень гуманно (терпимо) и гибко, то есть мудро. Чем более высоки и всеобъемлющи нравственные убеждения (нормы, ставшие реальным руководством к действию), тем менее конфликтна, а потому спокойнее и продуктивнее, жизнь семей и больших социальных групп. Самосознание достаточно развитой личности может проделать такую нравственную работу по решению конфликтов на внутренних уровнях психики, тем самым поставив под свой сознательный контроль всё, что личность проецирует во внешний мир в своём взаимодействии с другими.


 

«Национальная Идея России» Т.Н.Микушиной, основанная на приоритете нравственности (как в целом, так и в каждой части её концепции), будучи провозглашённой на государственном уровне (или на уровне влиятельной группы) и распространённой широко в качестве искренних убеждений людей, побудит каждого человека придерживаться нравственных ориентиров, а это оздоровит в целом общество, имеющее в последние годы всё возрастающую статистику телесных и психических болезней и преступности [2]. Болезни, преступления, психическая и физическая деградация и тенденции вымирания – это конечный итог отступления от законов природы и духа по невежеству или из-за злонамеренности. Соблюдение этих непреложных законов с помощью совести, сострадательности, основанной на этических знаниях, – это и есть нравственность (отнюдь не слепая доброта каждого индивидуума).

Идеология и культура (в широком смысле слова) должны вдохновлять, нести людям чистые и высоконравственные идеи и помогать им соблюдать нравственные нормы в каждом виде жизнедеятельности с помощью заслуживающих подражания примеров и идеальных образов, а также посредством высоконравственных светских законов, основанных на принципе справедливости и Истины, как бы кто ни считал ныне, что справедливость на Земле не достижима, а Бог не познаваем. Если все так будут считать, то, действительно, никогда не будет ни справедливости, ни праведного, ни, тем более, Божественного правления в государствах, ни психического развития людей в направлении высокой нравственности и истинной духовности, и люди всё время будут конфликтовать вплоть до развязывания разных войн, заблудившись в своих противоречиях внутри себя и в своих противоречивых отношениях с другими.


 

Прекрасно гасит межнациональные конфликты, чреватые столкновениями и войнами, введённое в концепцию Т.Н.Микушиной [1] понятие "русский", общий смысл которого охватывает всех граждан России (Руси), независимо от их происхождения при рождении. Оно, правда, предполагает и принятие выдвинутой Татьяной Николаевной концепции "Национальная Идея России". Но разве плохо будет жить общество и каждый человек в нём, если граждане будут нравственными людьми, принявшими, наконец, в качестве главных жизненных ориентиров вечные ценности – общечеловеческие этические принципы? Принять или не принимать их, раз формулируется принцип ненасилия, можно будет вполне свободно и осознанно в качестве как своих личных убеждений, так и государственной идеологии. Принявшие выигрывают, непринявшие проигрывают: ведь в концепцию заложены всеобщие, единые для всех высшие нравственные ценности, являющиеся незыблемой и самой надёжной основой жизни, гарантирующей её продолжение и процветание государства, в котором деятельность правителей и народа будет устремлена к целям добра, справедливости, милосердия и разумной свободы при отсутствии какого-либо насилия.


 

Однако, даже будучи провозглашёнными на государственном уровне в качестве национальной идеи России, сформулированные в концепции Т.Н.Микушиной принципы лишь со временем могут стать искренне принятыми большинством. Дело в том, что после мощной волны идеологии индивидуализма, обслуживающей интересы наживы, личной выгоды и популярности, обеспечиваемые вездесущей рекламой и пиаром через беспринципные СМИ, после многих лет власти над умами именно такой идеологии, которая завела в тупик и укрепила у многих эгоистические и гедонистические привычки вплоть до полного аморализма во многих случаях, люди только постепенно смогут осознать, что заложенная в концепцию ориентация на Общее Благо является Божественной позицией. Она в сочетании с гуманной и мудрой заботой о каждом человеке, как это и описывает концепция Т.Н.Микушиной, гораздо более приятна и выгодна, поскольку она позволяет сохранять мир, дружбу и разумный, то есть основанный на нравственных принципах, а не на насилии, порядок, при котором никто не забыт и все могут быть поддержаны в их благих устремлениях и в удовлетворении базальных потребностей (еда, жильё, бесплатные медицинская помощь и образование).

Научно-технический прогресс с информационными технологиями, основные новаторские идеи для которых были даны совершенно бесплатно Свыше, уже создал материальную базу для такой роскоши как свободная – в меру сил, желаний и способностей – работа всех на Общее Благо. Это достижимая цель при разумной организации производства и общества в целом, то есть при том, что, согласно концепции Т.Н.Микушиной, материальные блага будут делиться по справедливости (по трудовому вкладу в процветание общества), а соблюдение всех основных прав человека (пища, жилище, поддержка здоровья и бесплатное здравоохранение, защита от опасностей, бесплатное образование и другие права и свободы) будет гарантировано каждому, так как нет места и оснований для исключительности какой-либо нации, народности, расы или социальной группы. Отсутствие исключительности нации, народности, расы, социальной группы утверждается в части «Вера и религии» концепции «Национальная Идея России» Т.Н.Микушиной. А мерилом благ, которыми может пользоваться человек в обществе, объявляется в разделе "Отношение к труду" концепции трудовой вклад в Общее Благо. 

Хорошо известно, что в атеистическом обществе господствующее мировоззрение становится религией со всеми признаками поклонения каким-либо фетишам или ограниченным идеям. А подлинная вера всегда выводит людей на просторы вселенной, не лишая возможности установления личной связи с вездесущим Богом, как это делает и формула «всё есть Бог» в концепции Т.Н.Микушиной. Именно такие взгляды могут обеспечить каждому высоконравственному человеку самостоятельный доступ к неистощимой Божественной Энергии и неограниченные возможности развития и служения людям, но только в деле осуществления Божественного Плана, а не по произволу ограниченных сознаний непросвещённых правителей.


 

И основной гарант соблюдения прав и свобод граждан, согласно этой очень кратко изложенной концепции Т.Н.Микушиной, – это избираемый правитель с самыми высокими духовно-нравственными достижениями.

Такой руководитель, конечно же, будет обеспечивать бесплатное удовлетворение основных вышеперечисленных потребностей людей за счёт общего достояния – природных ресурсов, предоставленных Богом всему народу бесплатно и поэтому принадлежащих заботливому, гуманному, основанному на принципе справедливости государству с правильной иерархией власти и высоконравственными светскими законами. Такое удовлетворение основных нужд людей будет осуществляться и за счёт коллективного, свободного и разумно организованного общественно-полезного труда граждан, вдохновлённых высокими идеями, то есть за счёт труда не за страх, а за совесть всех нравственных личностей, способных не столько брать, сколько отдавать, и испытывающих радость от этого, так как это делает их жизнь наполненной, осмысленной и способствующей дальнейшему развитию талантов и способностей. На Связи с Богом отдавать легко и приятно в справедливо и разумно устроенном обществе, в котором господствуют нравственные принципы и Высшие Законы.

Высоконравственного правителя осознанно и безошибочно могут выбрать только люди, обладающие даром различения по нравственным критериям. Именно поэтому такие критерии должны стать основным и всеобщим народным достоянием. Знания о нравственных законах даются не только в семье, но и в школе, причём бесплатно, хотя они очень ценны по своей сути. Такое общественное развитие позволит со временем и Богам приходить в наш мир, чтобы правление было не просто праведным в соответствии с жертвенной направленностью истинных мотивов правителя, служащего всем, но и совершенным.


 

Когда люди в результате научно-технического прогресса с его машинами, вытесняющими людей с рабочих мест, ощутили тягостность безработицы, тогда труд (а не просто занятость), который по определению является деятельностью в интересах блага другого человека, других людей, общества в целом, приобрёл значение подлинной ценности в сознании большинства. Конечно же, эгоистичный человек, полностью лишённый способности любить бескорыстно и безусловно, не сможет принять идеологию Общего Блага, в какой бы форме она ни выражалась. В концепции Т.Н.Микушиной для отношения к тем, кто не принял «Национальную Идею России», предусмотрены принципы ненасилия и сострадания, что позволит и им пользоваться частью общественных благ в разумно организованном на нравственных принципах государстве.

Вполне мирная военная доктрина, изложенная в концепции Т.Н.Микушиной [1], допускающая только справедливую войну (то есть исключительно для защиты своей территории от напавшего на неё врага) позволит иметь достаточное количество средств для других гуманных целей, достигать которые мешают сегодня огромные расходы на ВПК. Да и нравственное общество, побеспокоившееся о гуманном нравственно-духовном развитии детей, не будет тратить огромное количество денег на государственный аппарат контроля над гражданами и на правоохранительные органы, ведущие непрестанную и в условиях аморализма бесполезную работу с преступностью и нарушениями светских законов.

Преступниками чаще всего становятся люди, пережившие психические травмы в раннем возрасте и не справившиеся с ранними осложнениями в детско-родительских отношениях в силу слабости нравственного контроля над своим поведением и в более старшем возрасте. Если по отношению к детям раннего возраста, в котором они ещё очень эгоцентричны и ранимы, допущены грубые ошибки в уходе и воспитании, то потом даже очень хорошие воспитатели не могут исправить их, и даже психотерапия очень ограничена в своих возможностях в таких случаях раннего возникновения проблем. Подобных случаев в безнравственном обществе становится всегда всё больше и больше. И поэтому необходимо вернуться к высоконравственным основам на уровне политики как можно скорее, так как только они смогут обеспечить условия для возврата настоящей любви в жизнь каждого гражданина.


 

Без хорошо продуманного просвещения и высокой культуры, без гуманного нравственно-духовного воспитания и без устранения негатива в глубоком психологическом наследии прошлого - без всего этого не изменить возникший патогенный уклад, первично обусловленный пренебрежением законами морали и человеческой природы, заключающейся в потребности в бескорыстной любви и в самореализации. И без духовной работы всего общества на государственном и семейном уровне, на уровне разных больших социальных групп (этические кодексы основ их деятельности в т.ч.) не понять, что Общее Благо – это ещё и постепенная эволюция каждого человека до состояния Христо-Существа, владеющего своими мыслями и чувствами ежеминутно, вне зависимости от складывающихся обстоятельств так, что их чистота творит материальный мир совершенным, полным любви, красоты и гармонии. Именно государство, проводя высоконравственную политику и приняв нравственные законы за основу, должно позаботиться о создании главных условий для такой психической эволюции людей. И воспитание в семье, вся семейная атмосфера, в которой должна господствовать бескорыстная, безусловная, но не слепая любовь, – это наиважнейшее условие личной и общественной эволюции.

Когда эгоистический индивидуализм господствует как общественная идеология, тогда эта бацилла постепенно укореняется и в семье, разрушая её, так как подтачивает её фундамент – безусловную, бескорыстную, альтруистическую любовь человека к человеку. И такой финал развития общества потребления и поклонения золотому тельцу, в котором господствует не разум (мораль), а примитивный гедонизм и принцип наживы, страшен, и прежде всего, для детей, которым невыносимо в такой психологической атмосфере, где как будто всё продаётся и покупается, а погоня за удовольствиями и дорогостоящими развлечениями истощает психическую энергию, делая людей нравственно слепыми, глухими к чужому горю и безответственными. Настоящая любовь – любовь-сострадание, любовь-благоговение перед подлинной жизнью – не продаётся, она просто с искренней радостью тиражирует саму себя. Таково отличие эгоистического индивидуализма от альтруистического индивидуализма, согласующегося с принципом «и один в поле воин» при отстаивании высоких ценностей. И последствия развития каждого из этих видов индивидуализма прямо противоположны. Первый – разлагает, разобщает и убивает, второй – возвышает, объединяет и возрождает.


 

Провозглашение в качестве идеала концепции «Национальная Идея России» Т.Н.Микушиной на государственном уровне или хотя бы на уровне деятельности одной большой и влиятельной социальной группы может обеспечить бесконфликтное распространение ценных идей в обществе для того, чтобы оно успешно эволюционировало в сторону гармонизации всех и всяческих отношений ради свободного развития божественных потенциалов всех индивидуальностей. Только со свободным нравственным самосовершенствованием связано духовное развитие людей, приводящее при достаточном продвижении по Пути Божественных Посвящений к сошествию на них Святого Духа, с Которым сопряжено постижение Благодати Господней через непосредственное переживание (чувствознание), а также интуитивное открытие через прозрение, прозорливое думание многих новых знаний и космических божественных тайн вселенной (духоразумение). Многие современные особо одарённые дети, в их числе и ставшая всемирно известной художница и поэт Акианэ Крамарик [8, видео а,б,в,г,д], проявляли подобные чудеса обучениях их Богом с малых лет. Это ведь путь к новым прекрасным научным открытиям и высочайшим достижениям культуры, которые в высоконравственном и просвещённом обществе будут использоваться не во зло (власть, нажива, военное противостояние и т.п.), как это чаще всего происходило в предыдущем веке, а во благо, с пользой для всех людей.


 

О гарантиях разумного сочетания Общего Блага с заботой о каждом говорит не только приоритет иерархии нравственных ценностей в концепции Т.Н.Микушиной (добро и справедливость во всех сферах жизнедеятельности, прежде всего, а также принцип «ненасилия в любых отношениях внутри страны и со всеми странами и народами»), но и такие части предложенной ею «Национальной Идеи России», как «об отношении к труду», «о правах», «о военной доктрине», «об искусстве», «вера и религии».


 

Нравственному самосовершенствованию человека могут препятствовать не только неправильный или аморальный общественный уклад, к которому люди вынуждены как-то приспосабливаться, теряя постепенно важные ориентиры, но и внутренние проблемы, нерешённые конфликты личности, просто не справившейся с усложняющимися задачами развития или подвергшейся в детстве нежелательным или психологически травмирующим воздействиям, имеющим и отдалённые последствия, сказывающиеся всю жизнь. Крайне вредоносным для развития является жестокое обращение с детьми, имеющее разные формы и приводящее к так называемому садо-мазохизму (в широком смысле). Садо-мазохизм в широком смысле психологического термина характеризует стойкая предрасположенность к отношениям боли, страдания и унижения [9].

Критерии жестокого обращения, сопряжённые с причинением вреда (с появлением болезненных симптомов на теле, или симптомов психического расстройства или нарушения развития), в современном мире всё более утончаются, так как приходящие в мир дети всё более и более чувствительны к малейшему несовершенству в отношениях и сильно страдают от непонимания их взрослыми или от нечуткости с их стороны. Даже несовершенные дети лучше развиваются, если уход за ними и их воспитание основаны на самых лучших принципах. Нравственные основы жизни государства и индивидуумов, с которыми познакомятся все люди с детских лет, будут иметь профилактическое значение и в смысле предотвращения психических расстройств и осложнений в развитии. Но они сами по себе, без подлинной любви в человеческих отношениях, конечно же, мало что могут сделать. Замечу что плохое обращение с детьми в современных обществах порой не зависит от членов семьи в силу деморализации всего общества и усложнения и ужесточения всей жизни в целом. Например, порой родителям очень трудно предусмотреть вредные последствия для младенца громкого конфликта в его присутствии, разразившегося на автодороге из-за грубого нарушения правил дорожного движения каким-то водителем. Один такой случай, может быть, младенец и пережил бы без больших осложнений (хотя и не совсем без трудностей), но если подобные события происходят часто, причём и в воздействующих на детей дома СМИ, то всё может усложняться по мере накопления такого негативного опыта, и человек может вырасти слишком боязливым или, напротив, приобретёт склонность неоправданно рисковать.

Предотвращение вреда, имплицитно содержащееся во многих пунктах концепции Т.Н.Микушиной, – это тоже важная гуманная роль государства и гражданского общества, как и каждого ответственного гражданина. Благодаря ей обеспечиваются благополучные материнство и детство, подлинное развитие всех в условиях мира и гармонии, просвещения и реальных гарантий права на самореализацию. Кстати, прошедшее время ценностей индивидуализма для многих занимающихся нравственно-духовным самосовершенствованием для достижения подлинной самореализации (установления связи с Богом внутри своей души) тоже было полезным, так как теперь, в период опасного падения нравов, они смогут выстоять и в одиночку, если будут утверждать в своей жизни вечные ценности, на которых основана и концепция Т.Н.Микушиной. Отступление же от основных непреходящих ценностей, как показали последние 1,5 века, очень опасно быстрым скатыванием в пропасть деструкции и вырождения в условиях научно-технического прогресса, ускоряющего за счёт информационных технологий и влияние тлетворного аморализма и вредных псевдо-достижений технократической цивилизации.


 

Теперь, когда описаны главные аспекты действия внешнего через внутреннее и внутреннего через внешнее, можно перейти к вопросу о том, почему, с психологической точки зрения, нужна альтернатива потребительской идеологии, ставшей господствующей в наши дни, хотя её никто (даже те, кто постоянно пропагандируют и превозносят материальные ценности) не подаёт как идеологию. Она утвердилась в массовом сознании когда-то лишённых элементарных благ людей стихийно и в силу создания сверху такого уклада жизни для большинства населения, при котором помыслить о высоком невозможно, либо не хочется, потому что опасно, или просто некогда из-за суеты дня или осложнений в жизни, ставших очень частыми в результате нестабильности, постоянных и стремительных перемен в большом и малом в сочетании с большими кредитами, плохим здоровьем и тревогой за будущее. Альтернативой идеологии общества потребления, приведшей к таким результатам – полной охваченности людей суетой дня – Татьяна Николаевна Микушина называет свою концепцию.

В земном мире, конечно же, не обойтись без материальных вещей. Прекрасно, когда вещи удобны п полезны, с точки зрения целесообразного облегчения и минимизации рутины, а кроме того, отвечают эстетическим канонам: такие вещи могут украшать быт и освободить время и силы людей для более важных занятий – для самообразования и самосовершенствования, если только человеку это вообще не чуждо. Обо этом бытовом комфорте наилучшим образом позаботились на Западе и даже захотели поделиться с россиянами лучшими технологиями производства предметов массового потребления, за что хочется сказать русское спасибо. Однако важно, чтобы люди, наконец, вспомнили такую банальность, что не человек должен служить вещам, их всё увеличивающемуся производству, а вещи человеку, его подлинному и гармоничному развитию.


 

Итак, бытовой комфорт и разумное использование красивых и полезных вещей в наше время огромного количества разных ценных наработок и автоматизации всех и всяческих производственных процессов – легко достижимая цель. Достижение её позволяет освободить время и силы человека для более важной для него же самого и для общества активности, но не может вдохновлять сама по себе долго из-за быстрой насыщаемости этих потребностей при нормальном личностном развитии. Она не способна удовлетворить запросы развитых личностей, которых сейчас не так уж мало и в нашей стране, и на всей планете. Да и перепроизводство вещей и служение им вместо того, чтобы вещи служили людям, – очень опасное следствие господства идеологии потребления и капиталистических основ производства. Раньше такое мировоззрение, ориентированное на исключительно потребительский интерес, называлось мещанским.

Лишь люди, чьи детско-родительские отношения в первые годы жизни были по каким-либо причинам так или иначе нарушены, могут подолгу искать удовлетворения в обладании материальными вещами или властью, контролем над другими людьми, игнорируя интересные задачи подлинного личностного роста, заключающегося в развитии талантов и способностей в служении людям, основанном на принципе Общего Блага, в овладении качественно иными энергиями – не грубо-материальными, а тонко-материальными, – доступными в земном мире также при условии достижения достаточно высокого духовно-нравственного уровня развития. И беда таких слишком настойчивых искателей всё новых и новых материальных благ или всё большей и большей власти как таковой заключается в том, что они никогда не бывают удовлетворены, потому что их проблемы и цели проистекают из дефицита любви, пережитого в детстве и переживаемого потом из-за этого в дальнейшем (или постоянно, или очень часто). Как ни парадоксально, но болезненное пренебрежение материальными вещами (если не считать случаев самодостаточности высокодуховных Йогов, знающих, как совершать чудеса материализации) тоже может быть обусловлено такими же причинами.

«Мать», «материя» – это однокоренные слова. Есть между ними связь и на глубинном эмоциональном уровне переживаний первых месяцев и лет жизни, что объясняет и перенос детских чувств, тревог, связанных с мамой, на грубо-материальный мир вещей, которых надо всё больше, чтобы на время унять глубинную тревогу раннего происхождения, если материнско-детские отношения недостаточно хорошо развивались в первые три года. Причём мать и отец в случае возникновения у ребёнка субъективной нехватки их любви в первые годы, пережитой им как психическая травма, могли сильно любить своих детей, но уклад жизни общества вынуждал их пренебрегать эмоциональными потребностями детей или поступаться в этом смысле долгом перед ними. Психологическая близость с матерью, её понимание детских переживаний, состояний ребёнка, глубокое эмоциональное взаимодействие между ними и защита ребёнка от стрессов и поддержка его ценных инициатив в первые годы его жизни значат не меньше, чем её вкусное грудное молоко и тёплая, комфортная одежда или игрушки, которые становятся нужны в большей мере, если только через них, а не через тепло и глубину душевного общения, проявляется родительская забота и любовь матери и отца. Любовь же на тонко-эмоциональном уровне предполагает развитие этой сферы психики, утончённость и возвышенность чувств и коммуникативных способностей, что труднодостижимо без приобщения к высокой культуре (классической музыке, высокохудожественной живописи, классической и высокодуховной литературе и такому же театру и т.п.), а не только к знанию элементарных моральных норм и правил, хотя и оно очень важно.


 

"Национальная Идея России", предлагаемая для общественного обсуждения Татьяной Николаевной Микушиной, позволит в силу приоритета в ней Божественных законов и нравственных ценностей создать общественные условия, в которых легче будет минимизировать, а со временем и устранить неблагоприятные сценарии семейного общения, так как Бог, нравственные принципы и семья, здоровые отношения в ней объявляются приоритетами. Кстати, пункт «Семья» концепции Татьяны Николаевны Микушиной следует изменить и добавить в определение семьи её главнейшее основание – бескорыстную любовь, чтобы получилась такая формулировка:

«Семья – это союз между мужчиной и женщиной, основанный на бескорыстной любви и создаваемый для рождения и воспитания детей, а также поддержки друг друга и общества».

Ничто так не губит тёплую эмоциональную атмосферу семьи, в которой нуждаются все её члены, особенно дети, и не нарушает так нравственные принципы отношений в ней, как своекорыстие.


 

В любом случае, с популяризацией и последовательной реализацией концепции Т.Н.Микушиной шансов для постепенного решения семейных проблем и прекращения их социально-психологической транс-генерационной передачи и усугубления из поколения в поколение будет больше, чем в обществе с уже укоренившейся идеологией погони за всё увеличивающейся прибылью, бесконечно растущего производства всех и всяческих вещей, в том числе опасных и вредных (военного оружия и т.п.), убийственного совершенствования и испытаний на театрах военных действий последнего, его производства взамен уничтожаемого устаревшего, а также ненасытного потребления всего и вся и неостановимого использования многих вредных вещей.

Хотя потребительскую идеологию не декларировали в последнее время как главенствующую, она, тем не менее, стихийно распространялась, и господствовала в течение нескольких десятков лет, и привела к кризису перепроизводства и к напряжённому военному противостоянию. В силу отсутствия должного противовеса идеологии потребления и коммерциализации всего и вся, в том числе и искусства, они привели к деморализации детей, слишком восприимчивых к внушающей рекламе ненужных и вредных вещей и к влиянию низких нравов и культуры, что вредит их личностному развитию, особенно тех, кто оказываются жертвами и свидетелями семейного насилия, как и террористических актов, совершаемых против мирного населения, и военных действий в зоне проживания гражданского населения. Тем же детям, у кого есть врождённый нравственный иммунитет, подобное причиняет неимоверные страдания, даже если они просто видят это по телевизору.


 

Разумное (по Божественным Законам) производство и потребление, проникновение во все области человеческой деятельности, в том числе и в финансово-экономическую сферу, в производственные отношения, нравственных законов, приоритет которых подчёркнут в концепции Т.Н.Микушиной в формулировках о повсеместном утверждении приоритета принципов добра и справедливости, а также о неприменении насилия, позволит предотвратить и финальную экологическую катастрофу и даст природе возможность восстановиться после хищнической капиталистической эксплуатации природных ресурсов и разрушительной для природы и человеческих душ безнравственной конкуренции (вплоть до жестоких локальных войн), свидетелями которой мы были на протяжении последних трёх десятков лет. Как мы видели, ни экологические, ни какие-либо другие правильные законы не срабатывали, так как не было нравственных людей, готовых их исполнять и ответственно контролировать их исполнение.


 

По психологическим законам, конкуренция, подстёгивающая производство и потребление и укрепившаяся в силу грубо-материалистической ориентации людей во всём мире, разъединяет их, а объединяют их общие непреходящие нравственные ценности и созидательные цели в интересах более глубоко понимаемого (с Божественном точки зрения) Общего Блага, в достижение которого каждый индивидуум, каждая социальная группа может сознательно вносить свой посильный вклад.

И такая точка зрения на социальное взаимодействие должна восторжествовать, так как соревновательность, соперничество как личностные качества взрослых очень часто являются просто отдалёнными следствием острой конкуренции за любовь и внимание родителей у очень маленьких детей, которые не способны управлять своими эмоциями, чувствами и желаниями в силу возраста и незрелости нервной системы.

Имеют значение и ещё две причины: 1) отсутствие правильных мер психологической профилактики неврозов и психозов в семье средствами планирования рождаемости и правильного образа жизни; 2) безнравственные мотивы брачного поведения и игнорирование родителями их собственных задач гуманного нравственного воспитания своих детей с предельной чуткостью к их эмоциональным потребностям. В результате в психике взрослых людей их неосуществлённым бессознательным инфантильным желаниям не противостоят разумные принципы, а культура конкуренции и индивидуализма ещё и укрепляет их личностную незрелость, создавая иллюзию псевдо-зрелости.


 

Ценным в концепции Т.Н.Микушиной «Национальная Идея России» представляется перечень основных, общественно значимых качеств русских людей, который лучше обозначить в концепции как идеалы, а не как констатацию уже имеющихся фактов. Очень многим людям в России нужно ещё много работать над собой, чтобы стать настолько добропорядочными: милосердными, сострадательными, беспокоящимися о своей чести и достоинстве, отважными, способными к самопожертвованию ради торжества добра и справедливости, верящими в Бога и преданными Ему в исполнении непреходящих Законов и спасительных Божественных Планов. Только таким образом в самосовершенствовании в делах каждого дня можно обрести радость жизни и счастье. История последних ста с лишним лет, к сожалению, создала такое психическое наследие, которое нелегко преодолевать. А наука в целом пока не знает, как вместить идею Бога, хотя на протяжении 150 последних лет Иерархия Света вселенной практически непрестанно передавала в земной мир спасительные Божественные Учения, предотвращающие опасности технократической цивилизации, и посылала Своих Посланников и Вестников с особыми миссиями. А в духовных вопросах современные физики (10) даже опередили академических психологов, хотя психология с самого начала считалась наукой о душе, и ещё древнегреческие философы, включая Сократа [см.11], учили о бессмертии и внутреннем голосе (совести).

С нежелательным наследием недавнего прошлого тесно связана очень острая проблема создания социальных условий для личностного развития. Оно зависит очень сильно от родительско-детских отношений в первые месяцы и годы жизни детей, что, в свою очередь, сопряжено с имеющейся или отсутствующей подлинной, психологически грамотной государственной заботой о материнстве и детстве.

Тут я имею в виду и недавний нежелательный проект открытия яслей для младенцев в возрасте с 2 месяцев. Ранние сепарации, обеспеченные людям трудовым законодательством советского периода [12], уже сыграли в нашей стране свою негативную роль, приведя в трудный период Перестройки и позднее к катастрофическому нарастанию статистики социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях. Если мать на несколько часов покидала младенца (до годовалого возраста), если расставалась с ним на ещё большее время в раннем возрасте (до 3-х летнего возраста) и это причинило ему психическую травму, то такой человек будет склонен покидать, предавать других или станет от них патологически зависимым, а вследствие этого и предрасположенным к потреблению психоактивных веществ (алкоголя, табака, других стимуляторов, наркотиков) или к иным формам зависимого поведения, являющегося болезненным.


 

И в решении подобных – всех перечисленных выше – психологических проблем идея Бога, который есть всё, заложенная в концепцию «Национальная Идея России», сильно выручит, так как только подлинное Я ребёнка, на глубинном уровне обеспечивающее ему связь с Богом как способность по-настоящему любить (то есть любить сострадательно и возвышенно), одно способно противостоять многим неблагоприятным жизненным обстоятельствам настоящего и психологическому наследию прошлого, укоренившемуся в душах в форме негативных чувств и эмоций – тревоги, страха, гнева, ненависти, зависти, ревности, вины, стыда, презрения. И все они блокируют эту внутреннюю связь с Богом, так как не позволяют отвлечься от тех объектов и событий, которые постоянно порождают или подпитывают эти негативные эмоции, лишающие любви, и не дают получить в тишине своего любящего, сострадательного сердца живительный импульс Божественной Энергии.

Реальные отношения преданной, безусловной, сочувственной любви в семье, сопровождающиеся переживаниями душевной близости, определяют, прежде всего, благополучное развитие детской психики, создавая базис и модели человеческих отношений на всю жизнь.

Но и внешние условия не только не должны быть разрушительными, каким был, например, советский закон 40-60-х гг. об обязательном выходе на работу для женщин, чьи дети достигли лишь двухмесячного возраста [12], но и способствующими чувству уверенности, безопасности и душевного комфорта матерей, имеющих малолетних детей. Например, в странах Европейского Союза матерям, имеющим детей до трёхлетнего возраста, платят денежное пособие, на которое реально можно жить, пусть даже очень экономно. Однако не столько это, сколько качества и эмоциональное состояние самой матери определяют, как будет чувствовать себя маленький ребёнок рядом с ней.

В российских условиях многие матери должны стать прямо-таки совершенными Йогами, подобными Иисусу Христу, чтобы внешние бури и серьёзные бытовые неурядицы не изменяли их ровного, позитивного настроя, пока их ребёнок мал и сильно нуждается в стабильности хорошего настроения мамы. Отцы же в России в своём большинстве в силу прежней идеологии государства и непростых современных социальных условий, к сожалению, приобрели такие качества, которые не позволяют им стать во многих случаях настоящей опорой семьи, особенно в условиях социальных потрясений. Интенсивная же тревога и клинические формы депрессий матерей, случающиеся и в силу сложных условий существования, приводят к грубым психическим расстройствам у детей и/или нарушениям их психического развития, усугубляющимся из поколения в поколение вследствие работы законов психического функционирования, транс-генерационной психологической передачи жизненных сценариев. Разорвать такой порочный круг личности помогает укрепление своего нравственного сознания и Дары Бога, ниспосылаемые только по просьбе и в тех случаях, когда человеку удалось не совершать больших прегрешений или искренне осознать их и начать осознанно и правильно служить Высоким Идеям.


 

Предназначение человека на Земле – овладеть в итоге своего нравственно-духовного развития 24 видами психических энергий, доступных на планете, и тем самым развить свои психические потенциалы, что возможно только при соблюдении нравственных законов. Собственно, в этом и заключено это овладение – в использовании своей психической энергии по изначально заданным законам, в соответствии с Божественной Целесообразностью. Соблюдение же нравственных законов заложено в концепцию "Национальная Идея России" в качестве системообразующего фактора. И это как раз и является подлинным единством интересов личности и общества.

Здоровый и счастливый человек стремится научиться правильно владеть данными ему энергиями через истинную самореализацию, которая может происходить в любой нравственной жизнедеятельности, включая домашнюю работу, воспитание детей, трудовую и по-настоящему творческую активность. Все высоконравственные виды активности связаны с осмысленным альтруистичным служением другим людям, идеалам красоты и гармонии, но с учётом Высших Законов и иерархии подлинных общечеловеческих ценностей. Люди с отклонениями в психическом развитии могут не только сами не справиться с такой задачей из-за чрезмерной озабоченности лишь собой, но и помешать решать её другим, особенно если случаев больного нарциссизма становится много. И поэтому они больше всех нуждаются в милосердии, сострадании и помощи. Помощь, однако, невозможно оказать, если человек её не хочет и не принимает.

Нельзя совершенствовать, как робота, человека, наделённого свободной волей от рождения, так как развитие – это всегда свободное, то есть мотивированное изнутри, самосовершенствование на основе знания и следования природным и духовным законам, на основе того начального капитала безусловной любви, который предоставляют ребёнку отец и мать с самого момента зачатия. И всё это – энергия любви и знание – может приходить не только извне в ходе семейного воспитания и школьного образования, но и изнутри, что нередко в наше время демонстрируют миру дети-индиго (дети Света) (например, Акианэ Крамарик [8]). Тем детям, кто не одарён так, как дети-индиго, от рождения, необходимо в День Знаний (1-го сентября) приобщаться к самому важному и общественно необходимому знанию – знанию нравственных принципов, являющихся самой надёжной основой жизни человека и общества. Подобного рода школьное воспитание и детей-индиго, высоконравственных от рождения, сделает более уверенными в себе в противостоянии всем яростным вызовам современности.

Ещё и по этой причине без понятия Бога в концепции будущего России не обойтись, если мы хотим видеть наших детей счастливыми, то есть радостно реализующими и преумножающими свои психические потенциалы, а страну – передовой, благополучно развивающейся вместе с своими гражданами (по-другому не бывает, только вместе!). Страна может стать процветающей и изобильной в результате разумного и чуткого отношения людей друг к другу и к Богу, который есть всё во вселенной и которого можно познавать через внутреннюю активность, соответствующим образом направленную, используя при этом наилучшим образом всё, что дано как предпосылки к добродетельной, наполненной любовью и радостью жизни. Не исполняя, нарушая основные нравственные законы, объединяющие всех людей и все религии, человек испытывает бессознательные вину и стыд, очень трудные чувства, которые приводят к тяжёлым расстройствам, если копятся. Эти чувства могут возникать и тогда, когда сам по себе ребёнок чист, но воспитание является неправильным, или тогда, когда ребёнок подвергается жестокому обращению и никто его от него и его последствий не защищает.

К жестокому обращению, относятся

физическое насилие (включая физические наказания, если они таковы, что наносят существенный вред развитию и психическому здоровью ребёнка),

сексуальное использование несовершеннолетних и сексуальное соблазнение их (сексуализированная атмосфера семьи и общества тоже рассматривается как вредная),

пренебрежение физическими (еда, защита от дискомфортной температуры, боли, болезней, шума и т.п.) и психологическими (эмоциональная тёплая поддержка, любовь, забота о достаточно высокой самооценке ребёнка, о его хорошем настроении и т.п.) потребностями несовершеннолетних,

психологическое жестокое обращение (оскорбления, насмешки и т.п.).

Юридически констатируется жестокое обращение тогда, когда налицо и доказан существенный вред, причинённый ребёнку тем или иным обращением. Но, поскольку никогда точно не известно, каковы внутренние ресурсы детей в их реакциях на те или иные негативные воздействия окружающего мира, лучше всему обществу и семьям всегда иметь в качестве ориентиров высокие нравственные стандарты, гуманно проводимые в жизнь, позитивный настрой и предельную чуткость к маленьким детям, да и ко всем остальным несовершеннолетним также, чтобы избегать малейшего риска их неблагополучного развития и непереносимого или трудно переносимого страдания. Подростки ведь тоже очень ранимы и очень сексуально возбудимы в силу гормональных перестроек, поэтому уязвлять их самооценку или стимулировать их сексуальные интересы, когда для них ещё не пришло время создавать семью, совершенно ни к чему. Но именно так обращались с ними в последние годы в условиях технократической капиталистической цивилизации, не следя надлежащим (нравственным) образом за психологической атмосферой в обществах потребления.


 

Развитые личности, как известно, стремятся к преодолению всех внешних и внутренних препятствий, к самосовершенствованию и самореализации, то есть к овладению всеми врожденными психическими потенциалами и к правильной реализации их, что возможно, главным образом, в правильно мотивированных межличностном общении и общественно полезной деятельности, к которой, без сомнения, относится и нравственное воспитание собственных детей, и всесторонняя забота о них, их гармоничном развитии.

"Национальная Идея России" Т.Н.Микушиной включила все самые необходимые общественные предпосылки для личностного становления и гармоничного развития. Именно это сильно пострадало в период становления технократической цивилизации на Земле в целом, что проявилось и в катастрофическом нарастании статистики психических расстройств и других тяжёлых болезней во всём мире, причём все они существенно, если не сказать катастрофически, помолодели. И это, как известно, является признаком психической и физической деградации и выраженной тенденции вымирания.

В свободолюбивых США, ещё недавно, казалось бы, служивших примером другим странам, уже каждый 54 ребенок имеет расстройство аутистического спектра [13], очень сильно препятствующее социальной адаптации и гармоничному личностному развитию. И не весь ли уклад жизни, основанный на индивидуализме и конкуренции ради наживы, а не на альтруизме и кооперации ради возвышенных целей, повинен в таком финале?

Разумеется, человек может и в определённом смысле даже должен стремиться к личным достижениям, чтобы стать счастливым и чтобы были счастливы рядом с ним другие. Но на какой стезе, в чём именно необходимо искать приложения своих сил и их развития на разных жизненных этапах?

Что такое самореализация, в конце концов? Концепция самореализации индийской святой Шри Матаджи [14], сотрудничавшей в своё время с Махатмой Ганди, отличается от современной собственно психологической концепции, наверное частично заимствованной у неё, отличается, причём, довольно выгодным образом, так как предполагает установление индивидуальной связи с Богом и обретение Божественных качеств ради осуществления Его Планов для нашей планеты, как и для реализации планов индивидуального личностного развития. Только на пути разумного служения другим людям, но по Божественным Законам, то есть на стезе правильно понимаемой любви и служения Бог посылает возможности и даёт силы и таланты. Нужна именно эта внутренняя мотивация человека. Таков Его Закон, действующий во всей вселенной. Так что и в этом вопросе самореализации нам без Бога и правильного понимания этого всеобъемлющего понятия не обойтись.

И такое понятие Бога внесено в концепцию Т.Н.Микушиной, причём так мудро, что даже индивидуалисты и закоренелые эгоисты смогут получать свои шансы для развития в государстве с такой национальной идеей, так как, во-первых, согласно концепции Т.Н.Микушиной, у русских людей может быть для этого в достаточной степени развито сострадание и милосердие и, во-вторых, «всё есть Бог», все энергии, которые, правда, надо привести в жизнеспособный и иерархизированный прядок, к гармонии как внутри человека, так и в окружающем его мире. Все негативно проявляющие себя энергии могут быть преобразованы в позитивно проявляемые, но только если сам человек этого захочет. Без свободы такое стремление не возникнет в силу рефлекса свободы, существующего, согласно выдающемуся физиологу И.П.Павлову(1917) [15 а, б], даже у животных, а не только у человека. И поэтому свобода падать в нравственном смысле и страдать из-за этого, видимо, тоже должна быть предоставлена, чтобы человек сам захотел искать первопричины своих бед и устранять их.

Однако совершенно правильно такая свобода вести аморальный образ жизни, совершать безнравственные поступки не предоставлена в концепции «Национальная Идея России» тем, кто руководит всей страной или выполняет работу чиновников, чтобы они не тянули за собой вниз всё общество.

Именно поэтому большую ценность в концепции Т.Н.Микушиной имеет и описанная иерархия власти, основанная на нравственном законе, прежде всего. Высоконравственные люди, прошедшие успешно хотя бы часть пути самосовершенствования и понимающие в связи с этим значение высших ценностей и правильной иерархии ценностей вообще, выберут, несомненно, самого высоконравственного правителя, чтобы было чему у него поучиться и идти дальше, привнося в жизнь всех людей самое лучшее, что имеют и не заботясь о том, чтобы поклонялись им, а не всеведущему, всемогущему и вездесущему Богу. Наряду с такими критериями отбора важно указать ещё и профессионализм, хотя божьим избранникам и служителям любое знание и способности в богоугодных делах, осуществляемых из точки альтруистической мотивации, даются Свыше автоматически по мере установления и использования Высшей Связи и Богоруководства.


 

Концепция «Национальная Идея России» Татьяны Николаевны Микушиной является в современном мире при сложившихся исторических условиях по-настоящему спасительной как для России, так и для планеты в целом, поскольку за нарушение единых для всех Заповедей ВСЕВЫШНЕГО [16] человечество уже заплатило очень дорого и рискует заплатить ещё дороже в недалёком будущем, если будет так же неблагоразумно.


 

Источники:

1. Т.Н.Микушина «Национальная Идея России. Концепция» //Архив рассылки «Сириус» за 2016 г. https://r.sirius-ru.net/2016/index.html — Режим доступа: свободный URL: https://r.sirius-ru.net/2016/2016-11-06.htm Официальное издание Посланника Великого Белого Братства Татьяны Николаевны Микушиной, выпуск №6(1561), Ноябрь, 2016 год (дата обращения 09.06.2020) — Текст: электронный

(проголосовать за концепцию Т.Н.Микушиной и познакомиться с многочисленными отзывами можно на сайте https://нац-идея.рф )


 

2. Калабеков Г.И. «Российские реформы в цифрах и фактах.» [Pdf-18.0M] Справочное издание. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Обновляемая электронная версия книги. Автор: Иван Григорьевич Калабеков. (Москва: Издательство «Русаки», 2010) Режим доступа: свободный URL: https://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KALABEKOV_Ivan_Grigor'evich/_Kalabekov_I.G..html
(дата обращения 24.06.2020) — Текст: электронный

3. Мультатули П. В. «Николай II. Отречение, которого не было.» — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 640 стр.

4.а. Борисюк А.А. «Правление Николая II. Цифры, факты и мифы.» //Politikus.ru – Режим доступа: свободный URL https://politikus.ru/articles/history/12732-pravlenie-nikolaya-ii-cifry-fakty-i-mify.html — (дата обращения 24.06.2020) — Текст: электронный

4.б. Борисюк А.А. «История, которую приказали забыть. Николай II и его время.» – М.: ФИВ, 2017.

5. Павлова Г.П. «Лекции цикла «Отречёмся от старого мифа»» //сайт «За-Царя. Покаяние спасёт Россию» - https://xn----7sbbz2c8a3d.xn--p1ai/ - Режим доступа: свободный URL - https://xn----7sbbz2c8a3d.xn--p1ai/myth/fevral-1917-istoriya-predatelstva-gluposti-i-izmeny-chast-1 — (дата обращения 24.06.2020) — Текст: электронный

6. а) «Распутин Григорий Ефимович (Новых)» // сайт «Энциклопедия. Всемирная история» (А … Я) — Режим доступа: свободный URL -

https://w.histrf.ru/articles/article/show/rasputin_grigorii_iefimovich_novykh

(дата обращения 24.06.2020) — Текст: электронный

б) документальный фильм о Г.Е.Распутине студии "Троица" (1 серия) https://yandex.ru/video/preview/?text=документальный%20фильм%20о%20Г.Е.Распутине&path=wizard&parent-reqid=1615988938126280-254554245492584742000119-production-app-host-vla-web-yp-159&wiz_type=vital&filmId=10203349545942171260

 

7. Чеснокова М.Г. (2015)«Соотношение внешнего и внутреннего в работах С.Кьеркегора в контексте проблем современной психологии» // сайт «Инновационный центр развития образования и науки» - https://izron.ru/ - Режим доступа: свободный URL -

https://izron.ru/articles/pedagogika-psikhologiya-i-obrazovanie-ot-teorii-k-praktike-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-13-obshchaya-psikhologiya-psikhologiya-lichnosti-istoriya-psikhologii-spetsialnost-19-00-01/sootnoshenie-vneshnego-i-vnutrennego-v-rabotakh-s-kerkegora-v-kontekste-problem-sovremennoy-psikholo/ - (дата обращения 24.06.2020) — Текст: электронный


 

8. а) Interview Akiane Kramarik (13 years old) by Kris Vallatton, part 1

https://www.youtube.com/watch?v=InV1gnhdX7k

8. б) Interview Akiane Kramarik (13 years old) by Kris Vallatton, part 2

https://www.youtube.com/watch?v=u7WrHl5GCUY

8. в) Interview Akiane Kramarik (13 years old) by Kris Vallatton, part 3

https://www.youtube.com/watch?v=Lc2D92xz_Ao&list=PL27ED7740D81FA2AD&index=12&t=0s

8. г) интервью Акиана Крамарик (10 лет) в храме, проведённое священником

10 ЛЕТ Hour of power

https://www.youtube.com/watch?v=akxv03XXEoA&list=PL27ED7740D81FA2AD&index=3

8. д) фильм повзрослевшей Акиане Крамарик о своей жизни и творчестве

(''Painting The Impossible'' by Akiane Kramarik) https://www.youtube.com/watch?time_continue=152&v=Wm9BGxpf0hU&feature=emb_logo


 

9. Wurmser L. (1993) Das Ratsel des  Masochismus. Springer-Verlag, Heidelberg


 

10. Учёные о вере в Бога. Высказывания великих учёных //сайт  — www.amalan.ru // Режим доступа свободный URL: https://amalan.ru/uchyonye-o-boge.html#2 . (дата обращения 17.03.2021) — Текст: электронный


 

11. а) Платон «Апология Сократа», б) Платон «Смерть Сократа» // Психология личности. Тексты. М.:МГУ, 1982, сс. 218-227


 

12. Айвазова С. Г. Свобода и равенство советских женщин // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 66-99.

 

13. What is autism? //”Autism speaks” - Official site of the Accredited Charity. https://www.autismspeaks.org/ – Режим доступа: свободный – URL: https://www.autismspeaks.org/what-autism (датаобращения: 09.06.2020). – Текст : электронный.


 

14. Шри Матаджи — основательница Сахаджа Йоги //Познай себя https://www.poznaysebya.ru/ - Режим доступа: свободный – URL: https://www.shri-mataji.ru/ (дата обращения: 25.06.2020). – Текст : электронный.


 

15. а) И.П.Павлов (в соавт. с М.М.Убергриц) «Рефлекс свободы», Питер, 2001, Санкт-Петербург.


 

15 б) Павлов, И.П. (в соавт. с М.М.Убергриц) Рефлекс свободы : научно-популярное издание / И.П. Павлов. – Москва :Директ-Медиа, 2014. – 412 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275023  (дата обращения: 09.06.2020). – ISBN 978-5-4475-3422-6. – Текст : электронный.


 

16. Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ «Заповеди» //Сайт Посланника Великого Белого Братства Т.Н.Микушиной — Режим доступа: свободный https://sirius-ru.net/ – URL: https://r.sirius-ru.net/2008/2008-01-08.htm (дата обращения: 25.06.2020) - Текст : электронный.