Почему люди выбирают музыку, которая разрушает их душу и тело?

05.05.2015 02:22

 

Мария Кириллова,

клинический психолог, психотерапевт

Москва

 

      Восприятие музыки как одного из очень сильнодействующих стимулов, во-первых, всегда очень эмоционально, а во-вторых, индивидуально. Реакция души и тела в какой-то определенный момент времени на музыку зависит от множества факторов (см. табл. 1), и, прежде всего, от желания-нежелания ее слушать.

 

Табл. 1. Группы факторов, ответственных за эмоциональную реакцию человека на звучащую музыку.

1 гр.

Желание-нежелание слушать музыку

2 гр.

Особенности субъекта

3 гр.

Характеристики самой музыки

 

 

      Желание слушать музыку с некими конкретными характеристиками приводит к состоянию удовлетворения, которое важно не путать с такими положительными эмоциями как удовольствие или радость, поскольку некоторые люди способны испытывать удовлетворение и от переживания отрицательных эмоций.   

      Нежелание слушать музыку вообще или какую-то определенную музыку, в частности, приводит к дистрессу, превращая музыку в шум для субъекта нежелания. Шум является патогенным фактором, вызывающим раздражение и иные вредные последствия.

 

      На эмоциональную реакцию на музыкальные стимулы влияют особенности личности и образование слушателя, в том числе и его музыкальная образованность, а также цели, ради которых человек слушает музыку, его чувства, настроение и желания в предшествующий прослушиванию момент (см. табл.2).

 

Табл. 2. Вторая группа факторов, ответственных за эмоциональную реакцию на звучащую музыку: особенности самого субъекта.

1

Образование субъекта,  включая его музыкальную образованность

2

Устойчивые особенности личности

3

Настроение в предшествующий прослушиванию момент

4

Цели прослушивания музыки

 

       Имеет значение вся совокупность, весь спектр чувств и эмоций, как актуальных, так и потенциальных, которые человек носит в себе. Среди них могут доминировать положительные переживания, например радость жизни, восторг, влюбленность, наслаждение красотой, или, напротив, — отрицательные, такие как стыд, гнев, досада, возмущение, уныние, тревога, вина и пр. И слушатель может хотеть, слушая музыку,

 

         1)    либо отреагировать, то есть выплеснуть наружу без всякой нравственной переработки свои не удерживаемые внутри эмоции (низкие отрицательные эмоции, как правило, настойчиво требуют от обремененного проблемами субъекта такого отреагирования, но и низко-вибрационное веселье может побуждать активно воспринимать музыку, например, в коллективном танце, или, скажем, переполняющая страсть подталкивает станцевать танго в процессе активного слушания такой музыки, усиливающей работу низших чакр и мешающей функционировать высшим),

          2)  либо слушатель стремится пережить так называемый катарсис, то есть очищение (по Платону, освобождение от тела и страстей) через внешне пассивное сопереживание возвышенным эмоциям героев произведения или самого  автора-композитора,

          3)  либо в процессе саморегулирования своих душевных состояний попытаться модифицировать их, чтобы улучшить свое настроение или достичь так называемого особого состояния сознания в какой-то момент времени; при этом в зависимости от качеств самой музыки в сочетании с особенностями слушателя может достигаться или просветленное состояние сознания, открывающее доступ в Божественный мир гармонии, всеведения и тихой радости, или довольно вредные экстатические состояния, угрожающие потерей души,

          4)  либо — когда слушание музыки не является самоцелью — есть желание приобщиться к ней как общей групповой ценности и тем самым включится в то или иное сообщество с определенной музыкальной культурой, что особенно важно бывает для подростков и юношей, преодолевающих свои детские привязанности от родителей через активные взаимодействия со сверстниками (потом желание воскресить воспоминания юности может приводить к частому прослушиванию музыки, ассоциативно связанной с этим периодом жизни),

         5) либо человек стремится избежать непереносимую для него тишину, слушая музыку, что свойственно людям, уязвимым для чувства одиночества.

 

      Эти пять пунктов описывают спектр основных целей при прослушивании музыки. Через них проявляются и определенные личностные особенности человека, а именно уровень его личностного развития, иерархия его ценностей, коммуникативные установки, способности к саморегуляции своего поведения и душевных состояний. Но кроме этого, есть еще и иные особенности личности, например, темперамент, которые предопределяют существенные индивидуальные различия в музыкальных предпочтениях.

 

      Человеческая реакция на музыку зависит от очень вариативных характеристик самой музыки, главными из которых является громкость, ритм, темп, тональность, звуковысотный строй произведения, пропорция консонансов и диссонансов, интеллектуальная сложность или примитивизм, тембр голосов певцов и инструментов, и, конечно, же исполнительская интерпретация идеи и духа произведения, заложенных композитором.

      И композитор, и исполнитель, если не считать высокоразвитых в духовном отношении личностей, в творческий момент могут пребывать в различных эмоциональных состояниях и выражать их через использование тех или иных музыкально-выразительных средств, которые варьируют также и при создании художественных музыкальных образов. И всегда внимательное, да и невнимательное (как фон) слушание музыки предполагает, что слушатель эмоционально заражается передаваемым таким образом настроением и испытывает внутри себя либо душевный комфорт, либо дискомфорт, приводящий также к тем или иным изменениям в работе интеллекта (памяти, внимания, мышления). 

      Стоит   представить себе ребенка, то, что он переживает, если на него изливается постоянно отовсюду сексуализированная примитивная музыка или музыка, заражающая его печалью. Ведь дóлжно беречь детей от сексуальных стимулов, сексуализированной атмосферы и от отрицательных эмоций. Но, например, очень многие джазовые произведения в силу их ритмических и звуковысотных характеристик стимулируют сексуальные энергетические центры. А еще хуже ребенок чувствует себя, если его родители включают дома музыку, обладающую деструктивными свойствами, о чём речь пойдёт позднее.

 

      Таким образом, эмоциональный эффект воздействия конкретного музыкального произведения или его части в некий момент времени определяется взаимодействием 3-х групп названных ранее факторов, а именно: а) желанием-нежеланием слушать музыку, б) особенностями субъекта и его душевного состояния в данный момент, а также в) музыкальными характеристиками самого произведения.

 

      Нежелание в тот или иной момент слушать музыку вообще или неприятие той или иной навязываемой музыки порождает сильные стрессовые реакции в силу мощного эмоционального воздействия ритмизированных звуков, которые легко усваиваются нервной системой человека.  В таком случае, если осуществляется насилие над волей субъекта, даже качество самой музыки мало что меняет в негативных эмоциональных реакциях на нее. Желание тишины для собственной внутренней работы души может вызвать в какой-то определенный момент негативную эмоциональную реакцию даже на звучание произведения из разряда духовной музыки.

      Готовность же слушать ту или иную музыку, впитывать ее в себя предопределяет возникающее у слушателя заражение эмоциями композитора и исполнителей. При этом может существовать множество исполнительских интерпретаций одного и того же музыкального произведения, поскольку и голос певца, и тонко различающиеся особенности игры на музыкальных инструментах несут в себе энергетику исполнителя.

      Очень сильно на музыкальные вибрации реагирует и тело, причем не только человеческое, но и тело животных, а по последним данным науки, даже растений. Это влияние осуществляется как непосредственно в силу  физических возможностей музыкальных вибраций, так и вследствие переживания живыми существами тех или иных эмоциональных реакций на музыку. Все эмоции способны сильно изменять работу различных физиологических систем организма.

 

      Чтобы немного пояснить всё сказанное выше, приведу данные из позитивистских экспериментальных исследований. Известный отечественный клинический психолог Н.С.Курек (6) обнаружил в экспериментальном исследовании, что больным шизофренией, по сравнению со здоровыми людьми, больше нравятся диссонансы, в то время, как людям, страдающим депрессией, также по сравнению со здоровыми, —  консонансы.  Диссонансы, в противоположность консонансам, звучат резко, напряженно, как бы «неслитно». Живая Этика учит: «Явления диссонанса не могут усилить ток энергии. При воздействии на людей диссонанс может быть полезен как противоположение для усиления ритма сознания.» (1, §66, с. 863). Рок-музыка обычно изобилует диссонансами, а в классической музыке такая тенденция есть только в одном из направлений, не пользующемся большой популярностью среди слушателей. В электрофизиологических исследованиях Е.С.Михайловой, А.Ж.Моносовой и Б.С.Беляева (7) обнаружено, что у больных депрессией, как и у здоровых людей, классическая музыка вызывала положительные эмоции, а рок-музыка –  “как положительные, так и отрицательные, с отчетливым преобладанием последних, что достоверно отличает эту группу от контрольной” (7, стр.88). То есть в эксперименте этих авторов с обычными людьми, не имеющими засвидетельствованных врачами психических отклонений, были получены результаты, говорившие о менее сильном негативно-эмоциональном воздействии на них рок-музыки,  чем на больных депрессией людей, а также о том, что рок-музыка может вызывать и положительные эмоциональные реакции, но менее выраженные, чем отрицательные, в группах испытуемых в целом.

 

      Замечу, что вся совокупность произведений, которые называются сегодня «рок-музыка»,  настолько неоднородна по своим характеристикам, что часть её можно было бы назвать отрицанием себя самой, то есть отрицанием той, которая первоначально родилась из протестных чувств незрелой молодёжи середины ХХ века. Другую же, противоположную, часть всей совокупности рок-сочинений можно было бы назвать даже анти-музыкой, поскольку она превратилась в крик и шум.

 

      Отличительной особенностью многих произведений рок-музыки является слишком громкое звучание, способное в прямом смысле оглушать человека и разрушать мосты, а также рваный ритм, который порождает отрицательные эмоции, нарушая естественные ритмы человеческого организма.

«Чувство ритма врожденно, но беспорядок хаоса заглушает его. Если люди действуют ритмично, то по большей части они далеки от понимания великого значения ритма.

...

В некоторые периоды земного напряжения нужно очень помыслить о ритме. Вопли ужаса погружают людей в бездну хаоса. … Ритм есть крылья и цемент пространства.» (2,  §605, с. 982)

 

      В современную эпоху, когда психика и организмы живых существ претерпевают существенные перегрузки, связанные с изменениями космического масштаба (повышение базовых вибраций планеты с 7,5 до 12 Гц и выше в дальнейшем, ослабление магнитного поля Земли, воздействия новых приходящих из космоса частиц, не регистрировавшихся ранее физиками, магнитные бури, связанные с повышением солнечной активности, увеличение на 1% диаметра атома водорода и др.), в таких условиях очень важно, чтобы музыка оказывала, скорее, успокаивающее, а не будоражащее действие, скорее, возвышающее сознание, а не занижающее вибрации, скорее, психотерапевтическое влияние, устраняющее отрицательные эмоции, а не вызывающее протест и гнев или другие негативные эмоции. Особенно важны эти рекомендации для городов с высоким уровнем шума и загрязнённой атмосферой, в которых люди могут очень часто испытывать болезнетворное раздражение из-за физических условий существования.

 

      Современные ученые утверждают, что воздействия различных музыкальных произведений на психику и организм человека  могут быть оценены либо как положительные по ряду объективных параметров, либо как отрицательные, разрушительные. И, как показывают научные исследования (13, 14, 16. 17), есть в последнее время много музыкальных сочинений и исполнительских интерпретаций с неизбежным разрушительным эффектом, оказываемым на психику и тело.

       Есть также и огромное количество активных слушателей, которые предпочитают испытывать на себе именно эти деструктивные эффекты, сопряженные с интенсивными отрицательными эмоциями. Последнее является признаком болезненных саморазрушительных тенденций в психологии таких индивидуумов.

 

      Разные отрицательные эмоции,  заложенные в человеческую природу для того, чтобы сигнализировать людям об их внутреннем неблагополучии, должны побуждать задуматься над приводящими к нему причинами, чтобы устранять их и изменять жизнь к лучшему. В этом заключается очистительная роль страданий, которые при этом не должны достигать такой степени интенсивности и продолжительности, чтобы делать ум неспособным к ясному анализу причин несчастий. Отрицательные эмоции, выполняющие сигнальную функцию, не должны культивироваться ради них самих. Культивирование отрицательных эмоций свидетельствует о саморазрушительных тенденциях отдельных индивидуумов и сообществ, которые поддерживают подобный образ жизни с преднамеренным погружением во вредные психические состояния, лишающие возможности разумно искать и находить конструктивное решение и выход из тупика. Даже на плач Ярославны о князе Игоре, на плач, воспевающий чистую, преданную любовь, должны спешно придти Боги и/или герои, чтобы помочь и прекратить страдания. Иначе на их место явится разрушитель.

 

      Почему нередко люди выбирают страдать и даже специально усиливают свои страдания с помощью определенной музыки?

(Оговорюсь, что термин «страдание» здесь используется не в узком смысле, то есть как синоним понятия «печаль», а в широком значении, характеризуя несчастливое существование без радости, блаженства и вдохновения.)

 

      Над загадкой саморазрушительных тенденций человека и человечества в целом представители различных наук бились весь прошлый век, явивший нам особенно впечатляющие признаки вырождения и самодеструкции. Вопросы были остро поставлены, а на некоторые из них нашлись и ответы.

      В каждом человеческом существе изначально заложена воля к жизни. Что случается с ней у некоторых — а в последние десятки лет можно было бы сказать и у большинства — представителей человечества? Почему существуют пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийства, войны, худшие виды рок-меломании, табакокурение, сексуальная аддикция такие формы организации жизни человеческих сообществ в огромных городах, которые обрекают их членов на хроническое страдание и ослабление жизненных сил?

      Эти феномены особенно удивительны, если знать о потенциальной силе разума, которым каждый из нас наделен,  и о том, что путь самосовершенствования, наполняющий нас созидательной энергией, желанием жить, облагораживающий и делающий осмысленной нашу жизнь, открыт для всех и может быть поддержан справедливо организованным светским обществом на основе высоконравственной культуры с высокими эстетическими стандартами, а также религиозными группами на основе Учений, дававшихся в разные времена и для разных народов всегда из Одного Источника.

      Почему при изобилии информации о вреде определенных музыкальных произведений и даже всего творчества отдельных музыкальных групп массового слушателя неудержимо влечет к ним, вопреки всем переживаемым сильным негативным эмоциям и практически невыносимым состояниям сознания, порождаемым разрушающими психику произведениями? И этот парадокс псевдожизни подобен тому, как курильщики знают о вреде курения, а многие даже остро чувствуют его эффект в проявлениях своих болезней, но продолжают курить невзирая на всевозможные неудобства в быту и денежные потери.

 

      В чем причины перечисленных выше следствий? Что это за самонаказание, которое может привести к вымиранию и уничтожению цивилизации, если негативным массовым явлениям не будет действенной альтернативы?

 

      Не претендуя на всеохватность своего анализа, попробую поразмышлять над этой проблемой в данной статье, поскольку жизненная необходимость решения ее достаточно хорошо понятна даже многим из тех, кто вносит постоянный вклад в ее воспроизведение из поколения в поколение.  А так как людям, уже достаточно далеко продвинувшимся по пути духовно-нравственного самосовершенствования подобная интеллектуальная игра в бисер не может быть по-настоящему интересна, то я попробую адресоваться к тем, кто только задумался, стоя на распутье, и не сможет пока углубиться в изучение Высоких Истин и отважиться на то, чтобы получать мистический опыт и приобщаться к Высшему Знанию, которое становится доступным тогда, когда человек к нему устремлен и готов к его усвоению капля за каплей во все ускоряющемся Обучении благодаря своим собственным подлинным достижениям духовно-нравственного развития. К тем же, кто выбрал умирание и сознательное служение злу, ведущему к мучительной смерти, я не буду пытаться взывать никоим образом, потому что любой человек выбирает себе судьбу сам, а помочь можно только тем, кто ищет помощи и готов с пониманием и благодарностью сотрудничать в процессе исцеления.

      Без глубокой, кропотливой работы индивидуального сознания над своими собственными психологическими проблемами и задачами, без понимания их причин, варьирующих от случая к случаю, люди решать их не могут.

      К выбору вредной музыки предрасполагают именно неосознаваемые психические проблемы. Тогда человеку только кажется, что это его свободный выбор, а на самом деле он в своих саморазрушительных тенденциях является рабом своего прошлого, своего бессознательного, тягостные конфликты и переживания которого диктуют субъекту, как поступать, и не только при выборе музыки, но и в других очень важных жизненных ситуациях, в человеческих отношениях.

 

      Итак, главным понятием, помогающим объяснить вредные пристрастия, в этой статье будет термин «садо-мазохизм»,  происхождение которого связано с наукой о сексуальных извращениях (9). Он приобрел расширительное толкование в позднем психоанализе у наших современников, о чем речь ниже. Основоположник этого направления психологической науки – З.Фройд (в другой транскрипции Фрейд), который, видимо, в силу развившихся от трудной работы наркотических пристрастий и своекорыстия потом свернул на тупиковую ветку развития человеческого знания, оторвавшись от духовных Основ. Однако многие его первые открытия, например описанные в его «Лекциях» (10), да и последующие заслуживают одобрения, потому что позволили многократно показать на практике, какой мощной силой в самоисцелении является инсайт сознания, дающий самому пациенту понимание тонко-психологического, эмоционального происхождения симптомов его психических и психосоматических расстройств[1], причины которых коренятся в детстве. Такое понимание через инсайт достижимо в тесном сотрудничестве и душевно-близких отношениях с психоаналитиком, на фигуру которого переносятся все детские переживания и которому строго запрещается нарушать конфиденциальность и использовать привязанность и предельную откровенность пациента в собственных целях. Любые психологические трудности – а не только неврозы, нарушения в развитии характера, психозы и психосоматика – отражают то, с чем не справился или справился недостаточно хорошо маленький, легко ранимый ребенок тогда, когда его окружение не смогло его уберечь от нежелательных обстоятельств, воздействий и впечатлений или не помогло правильно осмыслить те или иные явления жизни, преодолеть заблуждения и негативные чувства. После того, как старое переживание, ушедшее в бессознательную сферу, выявлено и осознано с правильной точки зрения, после внимательной и детальной проработки механизма его действия в настоящей жизни каждого дня, устраняется магия привычных, многолетних рефлексов и душа освобождается от груза тревог, страхов и недовольства.

 

      Приведу хорошо работающее и ясное определение расширенно понимаемого садо-мазохизма, данное в психоаналитической работе нашего современника Леона Вюрмсера (17). Этот всемирно известный в профессиональных кругах ученый рассматривает садо-мазохизм как стойкую  предрасположенность к отношениям боли, страдания и унижения .

      Многие глубоко смотрящие психоаналитики, производившие тщательное исследование переживаний, эмоциональных отношений своих пациентов с родителями в детстве и с другими людьми во взрослом состоянии, находили объяснения такой предрасположенности к отношениям боли страдания и унижения в большой уязвимости ребенка, человека вообще к чувству психологического одиночества, которое может возникать и тогда, когда физически он не одинок. Чувство психологического одиночества по разным причинам, объективным и субъективным, часто бессознательным, может остро переживаться ребенком в детстве, а преодолеваться оно может и вот таким псевдо-единением через обмен отрицательными эмоциями в общении с теми, кто является значимыми фигурами, с которыми хочется установить эмоционально-насыщенные отношения. Если в ранних отношениях существует дефицит подлинной любви, то есть субъективно недостаточен обмен глубокими позитивными чувствами (радостью общения между матерью и ребёнком, нежностью, адекватной по форме и по содержанию заботой и др.), если родители и другие ухаживающие за ребенком взрослые не могут быть психологически с ним, то есть понимать мир его переживаний, разделять их и своевременно помогать, даже находясь с ним рядом в физическом пространстве, если малышу наносятся разнообразные психические травмы, если его неправильно воспитывают, то он, и вырастая, будет склонен обмениваться с другими негативными переживаниями, строя отношения боли, страдания и унижения.

      Очень глубокие нарциссические раны младенчества, связанные с оставлением и/или с субъективной нехваткой родительской любви или грубыми ошибками матери и других ухаживающих за ребенком взрослых, а позднее и бессознательные конфликты чувств стыда и вины самого ребенка бывают ответственны за формирование стремления человека устанавливать такие противоестественные отношения садо-мазохистического спектра, если не на уровне открытых унизительно-враждебных действий, то на уровне тонких эмоциональных переживаний. А те или иные эмоции, осознаваемые и такие, в которых человек не может дать словесного отчета, то есть бессознательные эмоции, сопровождают всё в человеческой жизни.

 

      Получается часто так, что некая пустота внутри, возникшая при разлуке или из-за раннего дефицита всё-понимающей любви, настолько непереносима, что легче выдержать боль, унижение и страдание, чем отсутствие каких-либо эмоций. А непереносимость переживания вины за то, что сам человек оставляет кого-то, может заставить его продолжительное время терпеть стыд из-за своей слишком зависимой роли, которая ведет к накоплению протестных чувств.

 

      В машинную эпоху отчуждения всех от всех, когда кооперацию человечества заменила всепоглощающая конкуренция, садо-мазохизм становится очень опасным и широко распространенным психологическим защитным механизмом, о котором писал и промарксистски настроенный философ-психоаналитик Э.Фромм в книге «Бегство от свободы» (12).

 

      Как ни парадоксально, но по указанным выше и другим подобным причинам возникает бессознательная слишком сильная привязанность к первичным объектам (родительским фигурам), а также бессознательные программы, заставляющие человека воспроизводить вновь и вновь его ранние несовершенные отношения в новых социальных сетях, наполняя их отрицательными, разрушительными для его организма и души эмоциями.

      Этот парадокс объясняется тем, что в бесконечных повторах таких болезненных взаимоотношений «ребенок» взрослого человека, бывший когда-то беспомощным в том, чтобы что-то изменить к лучшему, тщится справиться с несовершенством и преодолеть его. Но чаще всего смелый вызов прошлому, повторяемому в настоящем, завершается только формированием так называемой контр-фобической реакции, то есть психологической защиты, при которой бросается вызов, тому, что пугает, тревожит, а конструктивное решение не бывает найдено.

      При бессознательном использовании такой психологической защиты от сильной тревоги и страха то, что глубоко неудовлетворительно и страшно, вызывается из небытия вновь и вновь, но не преобразуется во что-то более светлое, что возможно лишь при напряженной работе сознания над собой и своими отношениями, а только льет воду на постоянно крутящуюся мельницу пустой бравады «Видите, мне это не страшно?!». Сильно уязвленное когда-то чувством беспомощности Эго приводит таким образом к болезненной компенсации через разрушительное для психической и телесной природы всемогущество.

Особенно ярко садо-мазохизм проявляется в несправедливых войнах и в иных преступлениях. Его ни в коем случае нельзя путать с Божественной жертвенностью Великих Искупителей грехов человечества[2].

 

      В начале ХХ века для того, чтобы решать загадку такого человеческого феномена как садо-мазохизм, аналогов которого, пожалуй, не найти в природно-гармоничном животном царстве, психоаналитики даже придумали термин «влечение к смерти» (11), при этом слыша звон, да не зная, где он в Эзотерической Науке.

      Поясню эту неявную связь столь разных подходов к постижению человеческой души.

      Первым психоаналитическим автором, который предложил объяснять садо-мазохистическое поведение человека с точки зрения его влечения к смерти, была Сабина Шпильрейн, на которую ссылается З.Фройд (11) в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия». Эта женщина проходила тренинг-анализ у К.Г.Юнга, который  серьезно изучал Эзотерику и пытался приложить свои познания в этой области к практике помощи пациентам, и, видимо, заинтересовал этим свою пациентку. Но произошла большая путаница. В те годы психоаналитики склонны были понимать саморазрушительные тенденции как связанные с бессознательным стремлением погрузиться в состояние нирваны, которое они ложно трактовали в силу своего невежественного атеизма (что не относится, правда, к Юнгу) как отсутствие всех и всяческих переживаний, которое, по их мнению, достижимо лишь после смерти. Таким было первоначальное понимание термина «влечение к смерти».

      На новом витке развития психоанализа некоторые достойные большого уважения психоаналитики, например, Ф.Дольто (5), стали наполнять это понятие «влечение к смерти» следующим смыслом: бессознательное желание полного отдыха во сне.

      Как известно, во время сна происходит деперсонализация и душа человека витает в иных мирах, пока физическое тело отдыхает, лишившись ее управления. Но не надо забывать, что люди в зависимости от их жизненных устремлений и накопленного опыта бывают мучимы и кошмарами, и другими очень неприятными сновидениями, которые вовсе не похожи на божественное отдохновение от такой жизни в земном мире, где радость бытия всё больше и больше утрачивается из-за создаваемых самими людьми условий труда, быта и отдыха.

 

      Если исходить из этих двух психоаналитических трактовок (Шпильрейн и Фройд, а также Дольто) так называемого инстинкта смерти, которые как бы предполагают, что жизнь вне физического тела гораздо более приятна для человеческой души, чем жизнь в плотном теле, то можно было бы подумать: «Что же плохого в саморазрушающем поведении? Ведь человек, разрушая себя таким образом, как бы к Богу стремится!»

      Так, у дошедших до конца в этом стремлении к смерти рок-групп появляется воображаемый заместитель Бога — Дьявол, воплощение зла, на службу которому приглашают наниматься слушателей. Но вот беда: подобное саморазрушение противоречит Высшему Закону, а поэтому такой человек, отказывающийся от решения своих важных, жизненных, кармических задач подлинного развития в плотном мире, не может пропадать здесь таким образом в одиночку. Если бы мог переносить межперсональное одиночество, и умел бы силой своего разума безболезненно разделиться со своими родителями ради самостоятельной счастливой жизни, а также снять с себя груз своего несчастного прошлого в результате самосовершенствования, то  не понадобились бы садо-мазохистические игры в страдание и унижение с другими в рамках извращенной культуры рок-музыки и в объединенных вокруг нее некоторых сообществах. Переносить же межличностное одиночество, как и другие его виды (социальное и культурное одиночество) возможно только при подлинном решении проблемы так называемого (8, с.33-36) Космического одиночества, то есть в результате приобщения к Божественному, к пониманию и взращиванию Его проявлений и в себе, и в мире.

 

      И еще есть одна закономерность: чем больше тревога одиночества и страх смерти, тем активнее в противостояние им через парадоксальный контр-фобический вызов своему страху и смерти вовлекаются другие люди, поскольку вместе не так страшно. И если классические музыканты могут исполнять произведения в камерной и очень доверительной обстановке, то рок-музыкантам нужны огромные, полностью заполненные слушателями стадионы, где царит отчуждение, несмотря на странные формы стереотипного коллективного поведения, создающего лишь иллюзию сопереживания, поскольку подлинное чувство разделенности, понимания другими чьих-то переживаний не требовало бы запредельной громкости звука. А так создается впечатление, что кричит само яростное страдание, которое может проявляться и под маской садизма (17), но никто не слышит, и поэтому надо кричать еще громче. А для этого используются мощнейшие усилители звука, способные разрушать даже мосты, а не только человеческое тело. И надо отреагировать тягостные эмоции, то есть выкрикнуть, выстучать в барабаны и дребезжащие гитары эту боль психологического одиночества, потому что говорить о ней в глубине своей собственной души практически невозможно, поскольку больно настолько, что страшно пользоваться словами для осознания, и нужны наркотики для химической анестезии, чтобы не думать и не переживать то, что никак при имеющихся обстоятельствах не может быть пережито и осмыслено, но может быть только выкинуто из души в пении-крике или в плевке панка, например. 

      Получается, что по существу это не геройское контр-фобическое, а как раз напротив,  так называемое психофобическое поведение, когда самое страшное — помыслить о своей душевной боли и поговорить о ней с понимающими людьми или Богом, Ангелами — как раз избегается. Такое отреагирование, блокирующее понимание далёких и глубоких психологических причин и их устранение через осознание, не приводит к трансформации внутренней жизни индивидуума, и проблемы лишь усугубляются.

 

      Чем дольше человек использует свою психическую энергию подобным неправильным образом, тем меньше она способна восполняться в нем, потому что только через любовь и радость, обмен положительными эмоциями с другими людьми наращиваются наши энергетические потенциалы. Попытки заменить это универсальное целебное средство психостимулирующими веществами (никотин, амфитамины, ноотропы, антидепрессанты и др.) лишь создают иллюзию решения проблемы восполнения психической энергии, а на деле только окончательно истощают ее ресурсы.

      Садистическая маска предрасположенности к отношениям боли, страдания и унижения, описанная Л.Вюрмсером (17) и другими аналитиками, прячет очень несчастного, страдающего от глубоких внутренних конфликтов и от собственного гнева очень маленького ребенка, покинутого, непонятого или подвергнутого жестокому обращению. И, видимо, настолько деградировали цивилизованные общества, что приходящие в мир души не могут обрести должного приюта у отцов и матерей в своих семьях, а семьи — в государствах. И вместо того, чтобы найти даже не Божественные, а элементарные человеческие решения, мир воюет и выплевывает свое коллективное планетарное страдание не только в крикливой рок-музыке, но и в запуске разрушительных ракет-снарядов. А мог бы, не отвлекаясь на эти недостойные цели, разумно думать о насущных проблемах психического развития и гуманных отношений, решение которых позволило бы не только сохранять, но и усиливать психическую энергию, без которой никто не может выживать.

 

      О том, что ярость от неудовлетворения самых насущных психологических потребностей маленького ребенка в проявлениях родительской любви может быть «выплюнута», если не встречает понимания родной души, писал психоаналитик Бийон (14).  Именно у самого маленького ребенка формируется или не формируется доверие к миру в отношениях с матерью, которая должна научить его не отреагировать в разрушительном действии, а говорить о своем страдании и желаниях адекватными словами, предлагая большой спектр человеческих понятий. Часть понятий,  связанных с непереносимыми отрицательными эмоциями, может быть, и не понадобилась бы, если бы мы очень хорошо понимали, что нужно малышам и были чутки ко всем их потребностям и умели бы разумно их удовлетворять, используя красивую, психологически-утонченную речь.

      И только заботливый отец может создать жене с ребенком те безопасные и комфортные условия, в которых любящая мать может окунуться с головой в мир младенца, очень нуждающегося на ранних этапах своего развития в этой материнской самоотдаче. А позднее чуткий и глубоко понимающий необходимость следовать Высшему Закону отец мог бы очень гуманно дисциплинировать своих подросших детей, когда по достижению трехлетнего возраста настала бы для них пора учиться считаться с желаниями родителей и других людей.

      Если бы общества и сами родители умели позаботиться о благоприятных условиях развития несовершеннолетних, особенно в первые несколько лет их жизни, то тогда бы  не было самодеструктивных тенденций, а выросшие дети могли бы лучше понимать друг друга и сотрудничать на всех, в том числе и на государственных, уровнях взаимодействия при решении общих проблем планеты во имя достижения Общего Блага.

     Сейчас же, на смене космических эпох, необходимо как можно скорее выполнить как общие многовековые указания всех Учителей человечества, так и частные, касающиеся низковибрационной так называемой культуры и той части  современной музыки, которая является разрушительной по объективным характеристикам (3,4).

 

Литература:

 

1. Агни-Йога. Учение Живой Этики.  М.: Эксмо, 2007, Т.1

 

2.    Агни-Йога. Учение Живой Этики. М.: Эксмо, 2007. Т.2

 

3. Владыка Иисус Христос (2007). Учение о смене эпох. // Микушина Т. Н. «Слово Мудрости 6» , Омск: Сириус, 2007. С. 72-76

 

4. Владыка Кутхуми (2007) Учение о необходимости хранить в чистоте ваши нижние тела //Микушина Т. Н. «Слово Мудрости 6» , Омск: Сириус, 2007.  С.77-81

 

5. Дольто Фр. (1984) Бессознательный образ тела. Пер. с франц. Ижевск: ИД «ERGO», 2006
 

6. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: Институт психологии, РАН, 1996. С. 168-170

 

7. Михайлова Е.С., Моносова А.Ж., Беляев Б.С., (1990) Эмоциональная реактивность больных депрессией. // Журн. невропатол. и психиатр. им. С.С.Корсакова, 1990, № 4. С. 86-91

  

8. Сандлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества – к аномии. //Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 21-51

 

9. Фон Крафт-Эбинг Р.(1886) Половая психопатия. М.: Республика, 1996

 

10. Фрейд З. (1915) Введение в психоанализ. Лекции. М.:Наука, 1989

 

11. Фрейд З. (1920) По ту сторону принципа удовольствия. //Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С.382-424

 

12. Фром Э. (1941) Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990

 

13. Школьник Т.К. Позитивные и негативные аспекты влияния музыки на психофизиологическое состояние человека. Омск: «СириуС», 2010, стр.125-135

 

14. Benson, K. (2008, August 5). Pick Your Angst-rap, metal or trance. Retrieved    April 19, 2009, from Life and Style Web site: https://www.theage.com.au/lifestyle/wellbeing/pick-your-angst--rap-metal-or--trance-20090407-9xp7.html

 

15. Bion W.R.(1965) Transformations. London: William Heinemann, 1965

 

16. Copley, J. (2008, May 8). Psychology of Heavy Metal Music. Retrieved April 22, 2009, from Suite 101: https://cognitive-psychology.suite101.com/article.cfm/psychology_of_heavy_metal_music

 

 17. Copley, J. (2008, May 8). Rap Music's Psychological Effects. Retrieved April 19, 2009, from Suite 101 Web site: from Suite 101 Web site: https://cognitive-psychology.suite101.com/article.cfm/rap_musics_psychological_effects

 

18.Wurmser L. (1993) Das Ratsel des  Masochismus. Springer-Verlag, Heidelberg.

 

Смотрите также прекрасный искусствоведческий анализ певицы и продюсера Галины Павловой о возвышающей и разрушающей музыке в видео по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=Ta9OyPaHjuY , или  https://klass.sirius-centers.net/lectures/muzyka_opredelyaet_napravlenie_razvitiya_tsivilizatsii ,

а в напечатанном виде эту работу, содержащую музыковедческое открытие певицы Г.Л.Павловой, можно найти  здесь: https://ezotera.ariom.ru/2017/01/29/music.html

 

[1] Психосоматичскими расстройствами называются стойкие и преходящие нарушения в функционировании биологических систем организма человека, не имеющие биологических причин, но психологически обусловленные.

[2].Искупители чужих грехов идут на жертвы из любви, ради других, чтобы уменьшить их страдания, и реально их уменьшают в соответствии с Законом коллективной Кармы. Человек же, склонный к садо-мазохистическим отношениям озабочен собой, эгоистичен и его участие в таких отношениях совершенно лишено красоты Подвига, он умножает свое и чужое страдание и делает то, что наказуемо по Закону Кармы. Кроме того, божественность Искупителей, Их волевая саморегуляция и связь с Всевышним через чакры позволяют не чувствовать боли и не испытывать тех страданий, которые в аналогичной ситуации переживали бы те люди, которые не достигли в своем развитии состояния бого-человека.