МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ИНКЛЮЗИВНЫХ ЦЕЛЯХ И В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ

12.07.2017 18:28

дополненная и существенно расширенная редакция одноимённого, сделанного на конференции 21 июня 2017 года устного доклада "Межличностное общение педагогов с несовершеннолетними в образовательных учреждениях как важнейший фактор решения воспитательных задач в инклюзивных целях и в целях содействия гармоничному развитию личности"[1]

                                                              

М.Г.Кириллова

клинический психолог, психоаналитический психотерапевт

kirillovamg61@mail.ru

 

     В последние 40 лет российское общество, одержимое поклонением золотому тельцу, мало заботилось о проникновении во все сферы жизнедеятельности базисных ценностей человеческой жизни, таких как Истина, Любовь и Свобода, подчёркнуто культивируемых философией экзистенциализма, причём особенно активно в годы как мировых войн, так и непосредственно предшествующие и следующие за ними [1]. Но не стоит забывать, что позднелатинское слово “existentia” означает существование и что в этом же семантическом ряду в великом русском языке есть понятия «сущность» и «Сущее» (АБСОЛЮТ). Пренебрежение последними ставит под угрозу существование.

 

     Энергия сострадательной любви, самоотречение ради блага другого живого существа, группы людей – это сущее (Божественное) в человеке, обеспечивающее ему последовательное и постепенное «присвоение» элементов Абсолюта, отождествление с ЕГО бóльшей или меньшей частью в зависимости от совокупного жизненного опыта и истинных духовных достижений, полученных в таком опыте. Сущность человеческой жизни на Земле – овладение Божественными потенциалами, переходящими постепенно, по частям из потенциального состояния в человеке в актуальное, то есть подлинное развитие многочисленных добродетелей (некоторые школы насчитывают до 168 благородных качеств, часть из которых являются разными по интенсивности, тонкими оттенками 8 основных добродетелей, к которым относятся снисходительность или милосердие, воздержание, доброжелательность, терпение, смирение, преданность, правдивость и медитация (умение размышлять) ). Когда хотя бы у 1% той или иной группы людей есть возможность исповедовать такую веру в добродетели и мудро (очень миролюбиво и с учётом возможностей других субъектов) воплощать высшие ценности в общих каждодневных делах с полной ответственностью за Общее Благо, группа в целом живёт и действует всё лучше и лучше, испытывая удовлетворённость от сотрудничества и преуспеяния, что не исключает, однако, нападений на неё со стороны.

     Педагоги, как и родители, по своему социальному статусу обязаны следовать именно альтруистическому принципу служения подлинному развитию тех, кого они воспитывают, обучают, стремясь не только не повредить, но и поспособствовать раскрытию Божественных потенциалов, с которыми дети приходят в мир. Для успешного решения такой задачи должно быть приоритетным благо их подопечных, за которых они берут на себя ответственность, исполняя эту работу.

     Благо же несовершеннолетних – развиваться и стать добропорядочными и гармонично развитыми личностями, также способными к самоотдаче, которая будет осуществляться не по требованию других, а исходить из внутреннего мира, из них самих в результате сочувствия, сострадания к тем, кому они искренне хотят помочь в делах семьи, на работе, в государственном служении, не испытывая негативных чувств к кому бы то ни было. При такой мотивации всегда находится возможность осуществить желаемое, как бы ни было трудно и сколько бы времени ни пришлось терпеливо ожидать благого результата. Работа каждого человека, собственно, и есть по своему существу такое служение другим, Общему Благу. Когда это не так, тогда дела перестают быть успешными.

 

     Трудно представить, что такое чувство сочувственной, сострадательной любви может передаваться как-то иначе, нежели в непосредственном межличностном общении. А межличностное общение – это не общение животных, о котором можно заключить на основе некоторых непродуманных современных определений, это не только интимно-личностное общение, это вообще общение между личностями, которые владеют собой и умеют управлять  своей психической энергией на всех уровнях её функционирования разумно, то есть нравственно и целесообразно, с высшей точки зрения.

 

     В нашем двойственном мире в семантическом ряду, связанном с термином «личность», стоит не только понятие «личина», скрывающая как сущность (основополагающие идеи и стремление субъекта к высшим ценностям бытия, к их воплощению в разных формах), так и сущее (Божественное) в человеке. Термином «личность» обозначают не только совокупность защитных механизмов эго, и не только что-то слишком личное, но и божественное всесовершенство, высшее Я, божественное Эго в человеке, способное управлять всей его активностью высоконравственно, то есть на основе истинных принципов добра и справедливости (Истины-Любви-Свободы), реализуемых в конкретных жизненных ситуациях разумно. Связь с этой Инстанцией внутри человека, обеспечивающей подлинное чувство свободы, к сожалению, чаще всего бывает утрачена уже в детстве из-за неправильного воспитания и дегуманизирующих условий современной технократической цивилизации, в которой управление членами обществ осуществляется чаще всего на основе подчинения власти денег и грубой силы, не считающейся с Истиной, с глубинной потребностью всех живых существ в любви, в единении и в реализации и развитии своих психических потенциалов.

     В результате пренебрежения триединством высших ценностей – взаимосвязанных Истины-Любви-Свободы – мы получили несколько дезориентированных в иерархии ценностей или даже деморализованных поколений, на смену которым теперь иногда приходят замечательные дети, являющие собой живое воплощение этих высших ценностей. Их ещё называют детьми-индиго или детьми Света, у которых прекрасно развит подлинный альтруизм, основанный на сострадательности и умении видеть суть и объяснять её другим. Но такие дети из-за утончённости своей души, повышенной чувствительности и ранимости легко заболевают в созданных предыдущими поколениями условиях, где процветает эгоизм и бездушие. И пагубность такого столкновения подлинных и ложных ценностей особенно легко можно наблюдать в каменных, шумных джунглях мегаполисов и просто крупных городов, где царит суета. Всегда городская статистика аутистических расстройств, например, была выше, чем статистика других местностей, так как именно природа, связь с которой может легче нарушаться в городах, оказывает целительное воздействие на психику и организм, делая и межличностное общение более тёплым и глубоким.

                 

     Лучше выделять в межличностном общении не три компонента, как было принято в ХХ веке, а четыре: а) обмен идеями, информацией б) обмен эмоциями и чувствами, в) обмен действиями (взаимодействие) при совместном достижении целей в какой-либо практической деятельности, а также г) социальную перцепцию (восприятие друг друга). В межличностном общении формируются межличностные отношения, которые отечественный «Психологический словарь» 1985 г. [2] определял так:

«Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. М.о. – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми.» [2, с.176]

 

      В этом старом определении прямо не говорится о чувствах, которые в психологии традиционно делились на высшие и низшие, хотя под сочетанием слов «субъективно переживаемые связи» в этом определении их можно подразумевать. Но зато в нём присутствует понятие «ценности», что крайне важно не только для воспитания, но и вообще для жизни разумных существ, если иметь в виду, прежде всего, общечеловеческие нравственные ценности. Взаимные чувства высшей любви (любви-отдачи в рамках образовательно-воспитательного процесса), как и глубокого уважения между педагогом и учащимися – одно из основных условий решения задач воспитания, а также передачи и усвоения знаний.

 

     Что же касается эмоций – ситуативного, краткосрочного выражения тех или иных чувств и желаний, которое согласуется или противоположно по знаку с самими чувствами в зависимости от результата деятельности и складывающихся именно в данный момент отношений, – то в советской психологии они считались эпифеноменом. В чём-то это справедливо, поскольку за эмоциями, проявленными на поверхности, стоят подлинные, глубинные мотивы человека – основные идеи-побудители, заряженные энергией желания, чаще неосознаваемые. Но, с другой стороны, относиться к эмоциям легкомысленно как к эпифеномену всё-таки неправильно, поскольку энергия в движении, как определял эмоции Сен-Жермен, – это важная сила, которая при определённых условиях может трансформировать человеческие отношения и лишать ум сосредоточенности, становясь определяющей, причинной по отношению к более глубоким и тонким психическим энергиям мысли. Так у определённой части детей с нарушениями, относимыми к группе аутистических расстройств, может возникнуть такое образование как любовь-ненависть, которая очень эгоистична и требует от значимого другого – объекта привязанности и так называемой любви – внимания, взаимодействия хотя бы на отрицательном полюсе, так как почувствовать тёплые, ласковые вибрации подлинной любви и/или насытиться ими становится невозможным по ряду причин, чаще связанных с очень ранними психическими травмами, из-за которых в душе может образоваться как бы чёрная дыра.

     Эмоции могут помешать ясно мыслить и принимать разумные решения в меняющихся условиях, поэтому эмоции и их причины надо осознавать, учитывать и держать под собственным контролем всегда, а в процессе воспитания и самовоспитания тем более. Причины эмоциональных реакций, внешне проявляемых и не проявляемых, протекающих во внутреннем плане почти незаметно для окружающих, необходимо понимать, чтобы межличностное общение было глубоким, а подлинные мотивы (идеи-побудители) открывались самим общающимся ради достижения благородных целей позитивного взаимовлияния и созидания чего-либо по-настоящему полезного. Культивирование при любых обстоятельствах и осложнениях в межличностных отношениях подлинных чувств радостной самоотдачи при этом является хорошим противоядием усугублению, накоплению отрицательных эмоций, разрушающих отношения и взаимодействие.

     Пренебрежение в историческом прошлом базисными эмоциями радости и чувствами любви способствовало выхолащиванию межличностных отношений во многих сферах бытия. Истинные любовь и радость, которые перестали культивироваться, заменились целой гаммой отрицательных эмоций (завистью, страхом, гневом, презрением, виной, стыдом, печалью, враждебностью, даже ненавистью), которые неизбежно возникают, когда основная человеческая потребность в любви и приязненных, уважительных, сотруднических отношениях не удовлетворяется. Чем дети меньше, тем важнее для них флюиды любви и сдержанной радости окружающих.

 

     Природа эмоций, чувств такова, что они непосредственно и мгновенно передаются от человека к человеку, минуя интеллект, они очень переменчивы, динамичны, а поэтому наука, в отличие от литературы и искусства, очень долго шла к тому, чтобы работать над их осознанием, над изучением и описанием законов, которые их регулируют. Кроме того, условия, в которых проводятся эксперименты позитивисткой науки, не позволяют изучать самые жизненные эмоциональные процессы, в чём, однако, преуспел, хотя и не абсолютно, психоанализ как наука иного вида. Но психоанализ всё-таки по большей части имел дело с негативными эмоциями при различных нарушениях психического функционирования и отнюдь не всегда приходил к первоосновам существования человека, хотя теперь положение и в этой науке меняется, чему сильно поспособствовали исследования Р.Спитца и Дж.Боулби, проведённые в середине ХХ в., а также аналитическая психология К.Г.Юнга и психоаналитическая селф-психология Х.Кохута.

 

     Несовершеннолетним для развития их личности очень важно иметь глубокие межличностные отношения с людьми, представляющими собой подлинный образец благородства, просвещённости и даже просветлённости. Ум просветлённого человека бывает очень точен в определении существа феноменов и воспринимаемых живых и неживых объектов и процессов, а жизнеутверждающее любовно-радостное состояние такой личности, достигнутое благодаря мудрости, то есть связи с Абсолютом, не изменяется под воздействием чего бы то ни было скоротечного и несовершенного. Когда  в лице учителей и других взрослых, участвующих в воспитании, дети, подростки и юноши не находят образца, достойного их уважения, любви, подражания и благодарности, тогда литературные примеры и примеры из истории и современной жизни, на которых может строиться воспитание добродетельных людей, не будут достаточно действенными и не позволят достичь воспитательных целей.

 

     Есть ещё одна проблема современности, на решение которой может существенно повлиять воспитывающее межличностное общение в условиях инклюзии.

     Извращённое современниками на уровне массового сознания представление о любви, понимание её как неконтролируемого проявления животной части человеческой природы, чего стало слишком много в жизни и в пропаганде средств массовых коммуникаций, является одной из причин физического вырождения, проявляющегося в разных формах серьёзных психических, физиологических и физических проблем, недугов, даже уродств, приобретающих массовый характер. Одним из следствий неправильного представления об отношениях полов и результатом распространения идеологии погони за чисто физиологическими удовольствиями, стало повсеместное, включая школу и даже детский сад, использование несовершеннолетними матерных слов, означающих в русском нелитературном, запрещённом законодательством языке либо половые органы, либо половые отношения. Так в замкнутом круге причинно-следственных связей закрепляется и усугубляется в сознании девальвация и либидо, которое может обеспечить красоту, физическую силу и в целом жизнеспособность рождаемых детей, если используется правильно, в соответствии с основной природной целью – целью деторождения в высокой и преданной любви. А в сублимированном виде, то есть при возвышении вибраций сознания до подлинной любви, до идеалов и высших принципов, энергия либидо идёт также на интеллектуальную и духовную работу, дающую возможность индивидуально и коллективно эволюционировать. Только при доверительных, чистых и глубоких межличностных отношениях возможно обсуждение подобных деликатных тем с воспитанниками. Важно помнить при этом, что в современном мире несовершенные, больные и даже уродливые тела нередко имеют и достаточно совершенные души, обладающие очень сильным духом, позволяющим им преднамеренно брать на себя не заслуженную ими самими негативную карму[2] семей и человечества в целом для её отработки [3, 4][3]. Многие из них не справляются с такой архи-сложной задачей, попадая в слишком жёсткие или даже жестокие условия больших и малых сообществ (включая порой и сами семьи), что может приводить к формированию агрессивных установок, к ожесточению,  к разным видам аддикции (к зависимости от психоактивных веществ, к злоупотреблению сексуальной энергией).

 

     В перевёрнутом мире, где в неформальных группах несовершеннолетних иногда считается подвигом столкнуть младшего школьника с лестницы, да так, чтобы он сломал себе ногу, особенно трудно создавать инклюзивную атмосферу, потому что и проблема жестокого обращения сверстников очень остра. А создание инклюзивной атмосферы основано на верном представлении, что любовь – это сочувствие, сострадание, бескорыстная самоотдача, самопожертвование ради благополучия других. Благополучие, заключающееся в развитии, в реализации врождённых психических потенциалов ради целей Общего Блага, при этом не стоит путать с удовлетворением сугубо эгоистических, своекорыстных интересов, которые могут быть очень мощными у детей-инвалидов в силу огромных сложностей их детской жизни. А поэтому выполнение воспитательных задач с ними требует особого дара различения, психологического чутья и педагогического мастерства, большего времени на межличностное общение.

 

     Новые дети, некоторые из которых вынашиваются и рождаются в особых условиях гаптономического сопровождения (подход разработан Францем Вельдманом и Катрин Дольто [5]) и уже в первые дни жизни в этом мире могут буквально стоять на отцовской руке, да и другие славные мальчики и девочки, рождённые в любви в гармоничных семьях, вырастая, существенно поправили бы дела человечества, если бы их не травмировали в детстве взрослые и ровесники, если бы не приписывали их медитативным состояниям разные диагнозы. Замечу в связи с лексикой этого абзаца («славные мальчики и девочки») и с достаточно глубокими исследованиями Даниэля Ранкура-Лаферрьера, представленными им в книге «Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания»[6], что русский корень «слав» является частью слова «слава», а слава  противоположна не только рабству и раболепию, но и неуважению к законным интересам других. Поэтому западное толкование этнического имени славян «slave» как означающее раба в английском языке – это дело нечистой совести или результат глубочайшего заблуждения. Но и славяне, отягощённые трагическим историческим прошлым, должны совершить огромную работу внутри себя и в своём обществе, чтобы оправдать своё этническое имя и доказать, что мазохистический культ, действительно имевший место на определённых исторических этапах, когда извращались нравственные ценности и иерархия власти в обществе строилась на ложных основаниях, – это не то же самое, что настоящий духовный Подвиг, который невозможен без самосовершенствования на внутреннем Пути Посвящений[7], приводящем к просветлённому состоянию сознания.

 

     Однако надо отдавать отчёт в том, что в когорте детей с РАС оказываются и дети с другими видами нарушенного функционирования, которые во многом объясняются не только тем, что недостаточно совершенные души (а новорождённые – это не табула раса) также приходят в этот мир, но и тем, что во многих случаях условия беременности, рождения и первых лет жизни несут слишком много угроз для психического развития в очень многих случаях. Под этими угрозами благополучному детскому развитию имею в виду:

·       зависимые (аддиктивные, в широком спектре от табакокурения до наркозависимости) нарушения поведения самих родителей и других окружающих взрослых, не  справляющихся без искусственных и вредных средств, лишь усугубляющих проблемы, с негативными состояниями своего сознания, закономерно возникающими в современных условиях;

·       сексуализированную атмосферу;

·       атаки на общественное сознание агрессивных, не знающих нравственных ограничений СМИ, от которых детей не защищают должным образом дома (маленьких детей, впрочем, надо защищать вообще от любого негатива из-за их незащищённости и способности заражаться любыми отрицательными эмоциями);

·       патогенный технический шум, уровень которого в больших городах превышает допустимые нормы даже в отношении взрослого населения, не говоря уже о младенцах, которые остро нуждаются в тишине и покое, в успокаивающих звуках природы;

·       многочисленные вредные излучения и вибрации технических устройств и другие физические и химические вредности, включая некачественную воду и продукты питания, загрязнённый воздух и злоупотребление медикаментами и медицинскими процедурами и т.д.;

·       нарушающую внутреннюю гармонию некачественную музыку (о видах музыки, занижающих вибрации сознания и нарушающих как свободное, зависящее от умонастроения самого субъекта течение психической энергии, так и нравственное управление ею – основу развития души, ума и тела –  можно узнать по ссылке на музыковедческий анализ певицы и продюсера Г.Л. Павловой [8]);

·       грубую дисгармонию семейных отношений, к которой чувствительны все дети, даже если нет открытых скандалов;

·       распространённость ранних сепарационных проблем (проблем разделения с первичными объектами привязанности), к которым предрасполагает негативный потенциал, накопленный за десятилетия в силу действия психологических механизмов транс-генерационного наследования [9, 10]. Этот потенциал копился в период всей советской истории с несколькими войнами, государственными переворотами, политическими репрессиями, в совокупности принесшими десятки миллионов жертв, а также с несовершенным законодательством ХХ в., нарушавшим  до 70-х гг. базисные права матерей и детей [11, 12]. Сепарационные проблемы взрослых, обусловленные сложностями их собственного детства, порождают как пренебрежение детьми, пренебрежение их тонко-эмоциональной организацией (на одном полюсе), так и вредную для их развития гиперопеку (на другом полюсе), лишающую развития подлинной, творческой, уверенной самостоятельности у детей.

 

     Поэтому трудно ожидать, что позитивные, природные потенциалы истинной любви и разума вновь рождаемых детей и заботящихся о них взрослых естественным образом, постепенно изменят сложившуюся к сегодняшнему моменту непростую ситуацию, напоминающую во многих аспектах критическое психическое и физическое вырождение. Ведь, по официальной статистике пятилетней давности, только 10-14% детей школьного возраста были практически здоровы [13], а более 85% несовершеннолетних имели различные функциональные отклонения и/или имели хронические болезни. К 2016 году в некоторых российских городах когорта детей I группы здоровья (практически здоровые) стала менее 1%, то есть ничтожно малой [там же]. Те показатели, которые отражают низкий моральный уровень общества, а именно статистические данные о самоубийствах, абортах, насильственных смертях и других преступлениях, в том числе совершаемых несовершеннолетними или по отношению к ним, нередко выводили Россию на первые три места среди европейских стран и CНГ в последние два десятилетия. [14 и др.]. Любые психологические проблемы и телесные недуги делают человека более эгоистичным, чем он мог бы быть без них.

     Очевидно, что нужны теперь сверх-усилия политиков, работников широкого просвещения, узкого образования, подлинной культуры, высоко-нравственных психологических и социальных служб, врачей и государственных служащих, а главное – родителей. Причём внешние по отношению к семье, гуманные и глубоко продуманные влияния должны быть ориентированы на все семьи, на каждую неповторимую семью в отдельности и на каждого конкретного ребёнка, могущего придти (работа с родителями во время беременности матерей) или уже пришедшего в мир, особенно если он испытывает те или иные трудности в своей адаптации, если семья несёт в себе те или иные факторы риска для здорового и гармоничного детского развития.

 

      И эти процессы влияния лучших людей на решение коллективно созданных и имеющих тенденцию усугубляться проблем опосредованы, конечно же, межличностным общением как по горизонтали, то есть в среде ответственных взрослых, так и по вертикали, то есть в межличностном общении взрослых с детьми, которым нужна подлинная, неслепая любовь, а это такие тонкие энергии чувств и эмоций, которые сыграть нельзя и которые дети чувствуют очень остро, как и их отсутствие. Кроме того, всем современным детям, нужны взрослая правильная забота об экологии (в широком смысле) их среды, нравственная свобода для добрых дел, для накопления правильно дозированного и верно распределённого во времени, всестороннего, но всё-таки позитивного жизненного опыта и, разумеется, истинные знания.

 

      У меня, как и у многих психологов, работающих в системе образования, две ипостаси: педагог и психолог, обозначенные в названии должности через дефис («педагог-психолог»).

     Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. По В.И.Далю, слово «воспитывать» означает «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его…» [15, с.249].

     Определений другой науки, которой мы служим, – психологии – сегодня очень много. Но мне нравится классическое: «Психология – это наука о душе», то есть о психической, пронизывающей всю жизнь, изначальной, тонкой, созидающей энергии любви, которой личность должна научиться управлять по нравственным законам в самых разнообразных жизненных ситуациях, всегда представляющих для человека экзамен, тест. Человек устроен так, что именно выполнение  нравственных законов в любых условиях обеспечивает переживание счастья, состояние радости. Чем труднее условия, тем радость автономного субъекта, достигающего главных целей, больше. Радость – это индикатор того, что его психическая энергия расходуется правильно, течёт благодаря концентрации внимания в нужном для его индивидуальности русле и направлении, а это и обеспечивает новый приток созидательных сил, желание жить и действовать, идейную подпитку сосредоточенного ума для решения возникающих задач и проблем. Спонтанная радость сопровождает правильные (нравственные) выборы в межличностных отношениях учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников, родителей и детей и даёт им новые энергетические импульсы, вдохновение для достижения целей образования и развития. Причём в таком взаимодействии, взаимовлиянии развиваются все – и взрослые и дети, – если прикладывают усилия в верном направлении, пользуясь правильными ценностными и психологическими ориентирами, истинными знаниями.

 

     Радость, которая является духовной эмоцией, сопутствующей реализации и развитию психических потенциалов индивидуальности, нравственному становлению личности на пути постепенного овладения энергиями Высшего (подлинного) Я, надо отличать от удовольствия – эмоционального переживания телесного, физического уровня. Различение радости и удовольствия предлагает делать и психологическая теория эмоций К.Э.Изарда [16], проводящего водораздел между ними в своей классификации 10 базальных эмоций.

 

     Именно счастья и радости ищут в глубине души все люди, идя праведными и неправедными путями. Последние не приводят их к искомому. Поэтому общечеловеческие нравственные принципы являются ориентирами, крайне необходимыми всем и всегда.

 

     Поскольку принятие государствами основных принципов устава Всемирной Организации Здравоохранения [17] означает поддержку ими провозглашённых этой организацией основ, необходимых для «счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности» [17], то эти внутренние психические состояния счастья и радости подразумеваются и в определении здоровья, данном в уставе ВОЗ [17]: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [17].       Однако ещё один принцип ВОЗ, который сам по себе, вне сегодняшнего исторического контекста мог бы оказаться справедливым во всех его аспектах, всё-таки в описанных мной выше исторических условиях и в связи с таким критерием здоровья, как «социальное благополучие» заставляет глубоко задуматься. Сам этот принцип устава ВОЗ, над которым необходимо размышлять, таков: «Здоровое развитие ребёнка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием этого развития.» [17] Первая часть такой формулировки не вызывает у меня никаких сомнений: здоровое, то есть счастливое, развитие детей – это первое, во имя чего взрослые должны радеть, трудиться. Но в отношении второй части формулировки этого принципа возникает острый вопрос. А что если «меняющиеся условия среды», зависящей от воли взрослых, а не только от Природы всей вселенной,  совсем не в ту сторону изменяются ими, причём настолько, что народам угрожает полное вырождение из-за всё усугубляющихся в несовершенном внешнем мире массовых детских проблем? Тогда ЧТО надо менять: детские способности, развивая их до уровня сверхчеловеческих, чтобы они позволяли «жить гармонично в меняющихся условиях среды» [17], причём в условиях крайне негармоничных, несовершенных и созданных по неразумному произволу взрослых? Нужно, чтобы эти способности отвечали тем задачам, которые взрослые ставят перед детьми, приспосабливая их к творимому несовершенному социуму, или же, напротив, кардинально надо менять сами неподходящие для развития человека внешние социальные условия и ошибочные установки взрослых на всех уровнях их семейной и общественной активности?

     Ответ на эти вопросы невозможно найти, не приобщаясь к самым сокровенным тайнам космоса и Жизни, к подлинным достижениям психологической науки.

 

     Детей и юношей надо, во-первых, понять на самом глубинном, сущностном уровне, а потом уже создавать те или иные поддерживающие подлинное их развитие условия, чтобы они могли напитаться чем-то таким, что сделает их не только радостными, счастливыми, но и способными к саморазвитию на протяжении всей жизни, что принесёт им подлинное удовлетворение земным существованием, каким бы сложным оно ни было в настоящее время. И такое вос-питание, позволяющее им вос-ходить в своём развитии, в регулировании своей внутренней и проявляемой в поведении активности, осуществляется главным образом средствами культуры, в том числе и посредством высоко-культурного, то есть утончённо-духовного межличностного общения с ними с учётом по возможности всех психологических законов.

     Главный из психологических законов заключается в том, что каждый человек – это активный субъект, который вне зависимости от возраста, уровня личностного развития, от физического и душевного состояния в тот или иной момент времени чувствует себя униженным и осознанно или бессознательно протестует, если кто-то пытается лишить его этой субъектности, то есть разумного – исходящего из глубины человеческого существа – способа управлять как своими внутренними психическими процессами (движением собственной психической энергии), так и своим внешним поведением в трудовой, познавательной деятельности, во взаимодействии, общении с другими людьми.

     И при этом знание нравственных основ и добровольное следование им, согласно законам природы любви и духа, неизбежно укрепляют субъекта, его переживание свободы в осуществлении благих намерений, а невежество и безнравственные устремления ослабляют, ведут к необходимости утверждаться за чужой счёт, что не решает проблем самого субъекта, проблем слабости его эго. Ошибки атрибуции причин индивидуальной неудовлетворённости жизнью нередко уводят людей, особенно молодых, в поисках необходимой каждому свободы по ложному пути, на котором отыскиваются лишь внешние причины и всего лишь временно канализируются собственные отрицательные чувства и эмоции, поскольку понимание истинных первичных причин, сокрытых внутри, недоступно сознанию, лишённому знания об истинных ценностях и возможностях развития духа и обременённому внутренними конфликтами и негативными энергиями.

 

     Психологическая помощь, оказываемая в любом современном формате, также не исключает и даже предполагает решение воспитательных задач, что должно делаться очень продуманно и тонко, что особенно сложно в случаях психической патологии, поскольку при её наличии эго очень уязвимо и желает усиленно защищаться и только получать поддержку любым своим проявлениям. Об этих воспитательных задачах и трудностях их решения писала психоаналитик Анна Фройд [18, 19]. Но у разных детей и на разных возрастных этапах существуют различные духовные возможности. Одних из них они делают чуткими, нравственными и творческими в очень раннем возрасте, а поэтому важно не подавить в них все собственные жизненные силы авторитарной назидательностью и не повредить психотравмами, которые очень легко причинить таким детям. Но другим детишкам требуется особенно интенсивная школа этики жизни, в которой методы воспитания должны быть также утончёнными, основанными на понимании глубинных психических процессов, включая игру индивидуального бессознательного несовершеннолетнего с могущественным подлинным Я, а также на анализе работы просоциальных и анти-социальных защитных механизмов детского уязвимого эго, которых тем больше и тем сильнее они мешают совершенствованию личности, развитию её гибкости и адаптационных возможностей, чем более несчастным и ранним был трудный жизненный опыт ребёнка, чем менее нравственен его выбор в настоящем.

 

     Чтобы тонко чувствовать не только внешние границы, определяемые нравственными законами, но и субъективные (от слова «субъект», подлинное Я, селф (self)) переживания воспитанников, людям, вступающим в межличностное взаимодействие с детьми, важно тоже достичь высокой планки в личностном самосовершенствовании, чтобы передавать на информационном, эмоциональном и поведенческом уровне подлинные ценности и совершенные образцы межличного общения, на которых держится жизнь. Когда педагоги сами не являются светлыми образцами для детей, тогда воспитательные задачи в затруднённых условиях инклюзивного образования, и не только инклюзивного, не решаются должным образом, даже если много говорится правильного о важнейших жизненных принципах.

 

     В узком и строгом значении термина «межличностное общение» о таком общении можно говорить только в условиях малой социальной группы, численность которой по научным критериям 7±2. Без такого общения психологическая атмосфера в известной мере обездушивается, образовательный процесс приобретает свойства технологического машинного конвейера, а ребёнок испытывает на себе как бы влияние вакуума, если ему приходится каждый день много часов проводить в очень многочисленном классе (до 40 чел.), общение в котором с учителем ему не могут заменить разные виды общения со сверстниками и с педагогами кружков, музыкальных школ, театральных студий и т.п., а также с психологами.

     Если же учесть, что сейчас большинство детей, если не все, имеют или невротические, или пограничные расстройства, или расстройства аутистического спектра, то становится понятным, что в общении в группах, которые не представляют собой малые группы по критериям социальной психологии, то есть если численность их больше 9 человек, прилагаемые усилия даже самых лучших педагогов-воспитателей, способных к глубокому межличностному общению, могут быть малоэффективными, когда эффективность оценивается по совокупности задач и проблем всех без исключения детей, перед которыми возникает профессиональный долг, а не только тех, с кем устанавливаются особые межличностные отношения. Кстати сказать, именно трудные дети часто добиваются от педагогов особой радости межличностного общения в отличие от дисциплинированных и успешных учеников, хотя от этого благополучия запрос последних на межличностное общение со старшим наставником отнюдь не уменьшается. Сами педагоги энтузиасты могут даже пострадать, если согласятся на многолетний труд с большими группами учащихся. Ведь при межличностном профессиональном общении педагог принимает на себя, переживает все трудности воспитанника, но при этом должен стать для него примером того, как можно с любыми трудностями справляться за счет внутренней работы, не перекладывая своих сложностей на детские плечи, то есть на плечи тех, кто гораздо больше нуждается в помощи и поддержке. Для такой внутренней работы, для восстановления душевных сил у педагогов должны быть соответствующие условия и инструменты.

 

     А для фронтальной воспитательной работы с учащимися в школах, облегчающей участь перегруженных работой педагогов и психологов, можно предложить вот такой нравственный кодекс, содержащий в себе общечеловеческие ценности, которые оказывают эффективную поддержку светлым душам детей с сильным духом в трудных, дезориентирующих условиях и создают когнитивный диссонанс в уме тех, кто не предрасположен видеть благо для них и для окружающих в соблюдении нравственного закона, гарантирующего радостное существование в любых ситуациях, даже в трудно выносимых:

1.       Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной.

2.       Я не причиняю вреда ни человеку, ни животному,  ни Природе.

3.       Я отношусь с любовью и бережностью к ближним и своему родному дому – планете Земля.

4.       Я за труд на Общее Благо (однозначно полезный для всех).

5.       Я выбираю честность, правдивость и искренность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни.

6.       Я стремлюсь к возвышению своего сознания и позитивному мышлению.

7.       Я следую здоровому образу жизни.

8.       Я радуюсь достижениям других, как своим собственным.

9.       Я за братство всех народов.

10.    Я живу по совести. [20]

 

     Этот нравственный кодекс содержит доступные пониманию школьника светские формулировки всех основных общечеловеческих нравственных ориентиров, единых и значимых для всех мировых религий и для научной этики, а также для отношений людей в обыденной жизни. Чтение и свободное обсуждение такого или подобного нравственного кодекса 1-го сентября в День Знаний позволит учащимся школ инклюзивного и неинклюзивных видов ясно представлять жизненные основы. Их можно в условиях современного образования преподавать на классных часах в качестве обязательных для ознакомления и желательных для исполнения.

     Об общечеловеческих нравственных основах у воспитанников должно сложиться мнение как об очень полезных, с точки зрения достижения переживания счастья и радости жизни.

     Разное отношение к нравственному кодексу у детей покажет в первом приближении, кто из них кто. Дети, у которых уже постепенно вызревают многие качества огромной совокупности  добродетелей [21], уверенно оттолкнуться от такой основы из 10 пунктов в своём самосовершенствовании, и их уже не будут дезориентировать ни ошибки педагогов, ни давление на них недобросовестных или жестоких сверстников. А у учащихся, имеющих слабые внутренние нравственные устремления или прямо противоположные (безнравственные), в результате знакомства с такими принципами возникнет когнитивный диссонанс, понимание того, какие именно из их поступков и устремлений могут оказаться нежелательными в обществе.

     Идеалы, в отличие от запретов, будут работать мягко и содействовать собственным усилиям в преодолении негативных качеств. А в целом как то, так и другое в сознании разных детей будет содействовать созданию инклюзивной атмосферы, общей безопасности и сотрудничества. Такой нравственный кодекс поможет и родителям дать правильные ориентиры их детям.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.       Экзистенциализм. //Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983, сс.788-789

2.       Психологический словарь/ /Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, М.: «Издательство политической литературы», 1985 г.

3.       Гаутама Будда «Учение об Общине» (от 3 апреля 2005 года)  // «Слово Мудрости. Диктовки через Посланника Татьяну Николаевну Микушину, март-июнь 2005 года», Омск:«СириуС», 2008 , сс. 128-132

4.       Возлюбленный Иисус «Учение об исцелении» (от 8 июня 2005 года) //«Слово Мудрости. Диктовки через Посланника Татьяну Николаевну Микушину, март-июнь 2005 года», Омск:«СириуС», 2008 , сс. 437-441

5.       Дольто К. «На путях рождения. О гаптономическом сопровождении человека» Ижевск: «ERGO», 2008

6.       Ранкур-Лаферрьер Д. «Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания.» М.: «Арт-Бизнес-Центр», 1996. 303 с. (Daniel Rancour-Laferriere “The Slave Soul of Russia: Moral Masochism and the Cult of Suffering”. New York: New York University Press, 1995, 330 pp.)

7.       Книга Мудрости. Послания Владык. /Т.Н.Микушина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2017, – 1176 с. – ISBN 978-5-9908749-5-4

8.       Павлова Г.Л. «Музыка определяет направление развития цивилизации». // https://ezotera.ariom.ru/2017/01/29/music.html

9.       Асанова Н.К. «Концепция трансгенерационной передачи». //Проблемы детского психоанализа. Бюллетень №1-2, М.: Институт детской психотерапии и психоанализа Академии Гуманитарных исследований, 1996, сс.43-44

10.    Кириллова М.Г. «Трансгенерационные аспекты сепарационных травм: отражение войн и социальных потрясений в детской психической реальности». //»Современные тенденции образования лиц с ОВЗ. Материалы научно-практической конференции, проводимой в рамках мероприятий «Дни науки МГПУ-2014»», М.: МГПУ, Ин-т специального образования и комплексной реабилитации, 2014, сс.73-78

11.    Айвазова С. Г. «Свобода и равенство советских женщин // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы).» М., РИК Русанова, 1998. С. 66-99. Цитируется по материалам сайта https://www.a-z.ru/women/texts/66_99r-2.htm  

12.    Кириллова М.Г. «Институциональные психические травмы новорождённых и детей раннего возраста как фактор психических расстройств детей и девиантного поведения родителей. Психоаналитическое исследование».// Девиантное родительство в формировании нарушений психического развития в детском возрасте – междисциплинарная проблема.  Материалы межрегиональной научно-практической конференции. РГНФ, Администрация Смоленской области, Смоленский Государственный Ун-т. Смоленск: СмолГУ, 2013, сс.77-86

13.    Богомолова Е.С., Кузмичёв Ю.Г., Бадеева Т.В., Писарева А.Н., Ашина М.В., Ковальчк С.Н. «Комплексная оценка состояния здоровья городских школьников по данным углублённых медицинских осмотров (1980-2015 года)» // «Медицинский альманах» , №2 (42) май 2016 г., сс.63-66.

14.    Юрьевич А.В. «Нравственное состояние современного российского общества» // «Психологический журнал», 2009, т.30 №3, с.107-117

15.    Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». М.: «Русский язык-Медиа, 2007

16.    Изард К.Э. «Психология эмоций» СПб: «Питер», 1999

17.    Устав ВОЗ, редакция 2005 года

https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf?ua=1#page=9, доступ с сайта https://www.who.int/about/mission/ru/  

18.    Фрейд А. «Психоанализ в детском возрасте и воспитание. Лекция четвёртая» // «Введение в технику детского психоанализа» // «Теория и практика детского психоанализа» М,: «ЭКСМО-Пресс, 1999,  Т.1, сс.97-114

19.    Фрейд А. «Психоанализ и воспитание» // «Теория и практика детского психоанализа» М,: «ЭКСМО-Пресс, 1999,  Т.1, сс.333-342

20.    Кодекс участника Международного общественного движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» // www.z-n.center , режим доступа 11.07.2017 – www.z-n.center/kodex.htm

21.     «Энциклопедия духовно-нравственных качеств» // 

https://xn--80aejjkohg5a3i.xn--p1ai/

 

 

НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА СЛАЙДАХ ПРЕЗЕНТАЦИИ ВО ВРЕМЯ ДОКЛАДА 21.07.2017 ГОДА КРАТКОЙ ВЕРСИИ ПУБЛИКУЕМОЙ СТАТЬИ НА IY МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАКТИКИ» (21-23 ИЮЛЯ 2917 ГОДА, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ, МГППУ) (цитаты были даны как фон для установления связи времён и единых оснований подлинной образовательной культуры):

 

 

В.И.ДАЛЬ «Толковый словарь живого великорусского языка». М.: «Русский язык Медиа, 2007 г.  с.240

 

  • «Воспитывать – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его…»

 

 

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
«Воспитание,  воспитатель» (гл. «Я твердо верю в силу  воспитания») //
«О ВОСПИТАНИИ» М.: «Изд-во политической литературы», 1973 г., сс.11-64

 

  •  «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом» (сс.14-15)
  • «Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний.»  (с.15)

 

 

 

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
«Воспитание,  воспитатель» (гл.«Я твердо верю в силу воспитания») //
«О ВОСПИТАНИИ» М.: «Изд-во политической литературы», 1973 г., сс.11-64

 

  • «Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» (с.15)
  • «Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом» (с.16)

 

 

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
«Нравственность, убеждения» (гл. «Без высокой потребности человека в человеке нет преданности идее» //
 «О ВОСПИТАНИИ» М.: «Изд-во политической литературы», 1973 г., сс.224-236

 

  • «Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь – это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. Вот одна из истин моей педагогической веры: в юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далёкий, знакомый или незнакомый» (с.225)

 

 

АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО
«Некоторые соображения о школе и наших детях» //
« Педагогические сочинения в восьми томах» Собр. соч. в 8 томах. М.: «Педагогика», 1983, т.1.

 

  • «Как бы часто теперь ни отмечались многие недостатки старой школы, ее казенный формализм, ее бездушность, это не исключает в общем того обстоятельства, что детское и юношеское общество средней школы находилось всегда в очень точной сфере различных норм, подчинялось этим нормам и приспосабливалось к ним, хотя часть и вырабатывала своеобразные формы оппозиции.» (с.213)
  • «Очень желательно, чтобы большинство учителей данной школы имели квартиры при самой школе. […]  Учительский коллектив, живущий при школе, сильно содействовал бы и «коллективизации» учеников при помощи вечерних работ, устройства игр и вечеров, праздников и просто живого общения.». (с.215)

 

 

 

АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО
 «Методика организации воспитательного процесса» //
« Педагогические сочинения в восьми томах» Собр. соч. в 8 томах. М.: «Педагогика», 1983, т.1,
cc.267-329

 

  • «Чрезвычайно важным обстоятельством является самый тон, в каком руководство организует свои дисциплинарные соприкосновения с коллективом. Это должен быть тон серьезный, простой, точный, решительный, но в то же время доверчивый, расположенный к воспитаннику, иногда украшенный улыбкой и шуткой и всегда сопровождаемый особенным вниманием к каждому человеку» (с. 287)

 

 

 

АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО
«Методика организации воспитательного процесса» //
« Педагогические сочинения в восьми томах»
Собр. соч. в 8 томах. М.: «Педагогика», 1983, т.1,
cc.267-329

 

  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.» (с.289)

 

 

 

 

АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО
«Методика организации воспитательного процесса» //
« Педагогические сочинения в восьми томах»
Собр. соч. в 8 томах. М.: «Педагогика», 1983, т.1,
cc.267-329

 

  • «б) величина отряда может колебаться от 7 до 15 человек. Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя. Как показал опыт, первичный коллектив, если он составлен из большего числа членов, слабо подчиняется руководству, а старший не в состоянии охватить всех членов отряда» (с.267)

 

 

АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО
«Понятие дисциплины в общей системе воспитания» //
« Педагогические сочинения в восьми томах»
Собр. соч. в 8 томах. М.: «Педагогика», 1983, т.1, сс. 11-12

 

  • «8. Что же такое дисциплина?
  • 9. Прежде всего, это результат процесса: «Точное ощущение своего положения в среде». Или «Наиболее нормальное отношение личности и общества». «Разумное подчинение общепризнанному порядку». Вообще же: «Дисциплина – это действие сдерживающих начал в действии личности». В этом понимании нет разногласий.» (с.11)
  • «неправильное понимание дисциплины как исключительно негативного явления» (с.11)     
  • «Дисциплина часто противополагается свободе. Это дико.» (с.12)

 

 

 

АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО
«Понятие дисциплины в общей системе воспитания» //
« Педагогические сочинения в восьми томах»
Собр. соч. в 8 томах. М.: «Педагогика», 1983, т.1, сс. 11-12

 

  • «Прав Норманн Мак Мен: «Свободный ребёнок улицы связан больше, нежели дисциплинированный мальчик [1]»

([1]. Мак-Мен Норманн «Путь к свободе в школе», пер. с англ., 2-е изд., 1919])

 

 

 

АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО
 «О воспитании» //
« Педагогические сочинения в восьми томах»
Собр. соч. в 8 томах. М.: «Педагогика», 1983, т.1, сс.12-13

 

  • «[Воспитание] должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам.» (с.12)
  • «Воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей не может направляться обособленными группами принципов. Принципы воспитания, если они отражают правильно равновесие законов влияния и социальных требований и задачи эпохи, могут быть только частью единого педагогического кодекса.» (с.12)

 

 

 

Нравственный кодекс, обязательный для чтения
 в День Знаний и желательный для исполнения

 

1.   Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной.

2.   Я не причиняю вреда ни человеку, ни животному,  ни Природе.

3.  Я отношусь с любовью и бережностью к ближним и своему родному дому – планете Земля.

4.  Я за труд на Общее Благо (однозначно полезный для всех).

5.  Я выбираю честность, правдивость и искренность, нравственную чистоту, простоту и скромность в     общественной и личной жизни.

6.  Я стремлюсь к возвышению своего сознания и позитивному мышлению.

7.  Я следую здоровому образу жизни.

8.  Я радуюсь достижениям других, как своим собственным.

9.  Я за братство всех народов.

10. Я живу по совести.

 



[1] Статья написана на основе небольшого, отредактированного, существенно расширенного и дополненного разными материалами, одноимённого устного доклада, сделанного 21.06.2017 на IY Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» (21-23 июня 2017 года, Мин-во образования и науки РФ, МГППУ), на тематической секции этой конференции «Создание инклюзивной образовательной среды». Презентация, сопровождавшая устный доклад на конференции, – слайды с цитатами выдающихся педагогов Сухомлинского В.А. и Макаренко А.С. и с другими (их можно найти на сайте МГППУ) – служила лишь фоном и имела целью установить связь времён, то есть преемственность лучших педагогических теорий и практик советского периода, признанных во всём мире, и современной инклюзивной культуры, влияние которой теперь приходит в Российскую Федерацию из западных стран. Многочисленные дополнения, которые автор посчитал необходимым сделать в докладе для этой публикации на авторском сайте, вывели эту статью за рамки традиционной светской науки, которая на протяжении веков не справлялась (может быть, по причине недостаточной поддержки политиков и практиков в образовании) с задачей предотвращения нравственной и физической деградации, приведшей сегодня к катастрофическим последствиям не только в России.

 

[2] Негативная карма – результат работы вселенского Закона причин и следствий, изучаемого всеми науками и проявляемого как в плотно-материальном, так и в тонко-материальном мире. Карма может быть осмыслена сегодня на вполне научных основаниях, поскольку любая наука занимается изучением причинно-следственных связей. Физическая наука, к тому же, доказала особую силу процессов невидимого мира, осуществляемых на микро-уровне (уровне элементарных частиц, ядра и молекул, при трансформации которых могут высвобождаться очень мощные энергии). А информатика и информационные технологии сделали вполне представимым то, как микромир, его изменения влияют на макромир, воспринимаемый человеческими органами чувств. Кроме того, та же физическая наука показала, как в зависимости от присутствия-отсутствия наблюдателя поток микрочастиц ведёт себя либо как волна, либо как частицы.

 

[3] «Само совершенство, чтобы воплотиться в вашем мире, должно обременить себя такими взятыми на себя добровольно кармическими проблемами, присущими этой планете, что, встретившись с этим Божественным совершенством во плоти, вы подумаете, что встретились с самим дьяволом.

Истина здесь заключается в том, что наиболее совершенные души стараются, придя в воплощение, взять на себя как можно больший кармический багаж, который принадлежит другим людям, чтобы облегчить их бремя.» ( Гаутама Будда «Учение об Общине» (от 3 апреля 2005 года) // «Слово Мудрости. Диктовки через Посланника Татьяну Николаевну Микушину март-июнь 2005 года.» Омск: ИД «СириуС», 2008, сс.128-132)

 

«Очень многие светлые души, когда приходят в воплощение, берут на себя тяжёлые болезни и врождённые увечья, чтобы страданиями искупить грехи мира. Своим внешним сознанием они могут не осознавать взятого на себя бремени, но, как правило, такие души не желают исцеления и не просят об исцелении. И помочь таким душам можно только в одном случае, если об их исцелении просят близкие люди, для которых страдание любимого человека является непереносимым бременем.» (Возлюбленный Иисус «Учение об исцелении» (от 8 июня 2005 года) //«Слово Мудрости. Диктовки через Посланника Татьяну Николаевну Микушину март-июнь 2005 года.» Омск: ИД «СириуС», 2008,  сс.437-441)